Недавно читал у a_lamtyugov
- За 1944 и 1945 годы в результате боевых потерь ИА (истребительной авиацией Красной Армии) было безвозвратно потеряно около 5000 самолетов, за тот же период небоевые потери составили 13000 (!!!) самолетов - истребителей. Эти 13000 машин были разбиты летчиками - истребителями, подавляющее большинство которых погибло вместе с самолетами" (источник)
То есть известная песня "Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки потом" отражала суровую правду жизни пилотов тех лет - кто менял приоритеты, в итоге не доживал и до девушек. Плохо обученный летчик разбивался в 2,5 раз чаще, чем гибли обученные летчики в сражениях с немецкими асами (или кто там им попадался, может, и такие же пацаны, которым взлететь удалось)
А вчера и сегодня я гуглил и изучал карты глухих районов Сибири и с тоской думал, что города долго будут еще высасывать жителей из деревень. Потому что, по выражению ученого-стримера Бояршинова, "в городах женихов и невест больше, в городах веселее". И с образованием там легче, и с медициной.
Кто-нибудь помнит писателя Горчева? Хорошие миниатюры писал, наш современник. Уехал жить в деревню. Нашли мертвым на крыльце своего дома, причина - обширное внутреннее кровоизлияние. А жил бы в городе - может быть, и сейчас бы жил.
У него еще заметка была, про бабушку в деревне
Встретили тут давеча бабушку, которая толкала в горку тачку с двумя небольшими брёвнами для фундамента теплицы.
Ну, помогли, конечно, докатить тачку до дома. Бабушка по дороге рассуждала: "Ох, плохо, мальцы, дай вам Бог здоровья, без мужика в деревне. Я-то своего сама в гроб загнала. Пяздела всё, пяздела. Знала б, как всё будет, так слова бы не сказала. Гулял бы, бил бы - молчала бы. Только бы живой был. А вот двадцать лет уже мучаюсь".
Заплакала. Мы скинули брёвна у неё во дворе и пошли дальше. Чего тут возразишь.
Что мне еще добавить про деревню? Бабушка все сказала. Не то время сейчас, не те уклады, чтобы в деревнях жить.
Но есть шанс, что опустынивание загородных территорий может остановиться и развернуться. Я ставлю на технологический прогресс, на развитие транспортных средств или сетей.
И вот если еще два десятка лет пройдет или полвека - то я надеюсь, что летательные аппараты подешевеют и каждый сможет, если захочет, встречать рассвет на Ангаре или на марсианских скалах плато Путорана. Потому что вопрос теперь только в дешевизне самой технологии, так как искусство пилота, особенно для взлетов и посадок, сейчас успешно автоматизируется - на квадракоптерах. Нажал кнопочку - взлет, нажал кнопочку - мягкая посадка. Остается только создать дешевый массовый пассажирский квадракоптер. Ну или квадракоптер с крыльями - чтобы взлетал или садился где угодно, а в полете экономил топливо или электричество.
Это одна из тех тихих технических революций, которые сейчас идут по всем направлениям. Я как-то читал одного блоггера-философа, кажется, anlazz - он утверждал, что IT-прогресс очень мало влияет на жизнь среднего человека. Я долго думал над этим и склонен скорее согласиться - потому что человек, скотина такая, он слишком быстро ко всему привыкает, и поэтому уровень страдания-дукхи в мозгу остается постоянным, так он устроен. Я бы даже сказал, что уровень дукхи - то есть чисто внутренней духовной муки, а не боли-болезни - с прогрессом только растет, и каждый из горожан нынче - как избалованный принц, у которого все есть, но душа в смятении и непонятно, как и зачем жить, когда в инстаграмме все лайки не его.
Но совершенно точно можно сказать, что IT-прогресс очень сильно влияет на баланс жизни и смерти. И когда автопилоты всех мастей - и воздушной, и наземной - пойдут в массовое производство на фабриках Шанхая и Тяньцзиня - пилотирование перестанет быть такой жесткой дисциплиной. Наверно, вообще перестанет быть дисциплиной.
PS: у Китая тоже все ок с нулевой плотностью населения - так что в их же интересах пройти эти полвека технического прогресса за как можно меньшее число пятилеток