- Я не эксперт, но у знакомых, кто там был, сложилось впечатление, что цели не было, проект был ошибкой.
Раз так, то действительно - проект стал ошибкой. Если у солдат возникает ощущение, что они воюют за ошибку - главная цель просрана, стратеги ошиблись в главном. Рядовой должен быть уверен в свой правоте до, во время и после. Офицеры должны излучать и гипнотизировать уверенностью. И чем больше проходит времени, тем больше человек должен быть уверен.
Я говорю сейчас об экзистенциальном Афганистане - ловушке, в которую попадают все проекты, в которых участвуют существа, способные сомневаться. Я знаю, одна из смертельных опасностей - быть неуверенным в своем деле. Если это чувство возникло - тебя обложили и давят огнем с зеленки, из скал, с окружающих высот.
Человек попадает в экзистенциальный Афганистан (Вьетнам в другом культурном контексте), когда он не понимает и/или не верит в ценность своего дела.
К счастью, в своих личных проектах для исправления такой ошибки можно проводить ретроспективы с убеждением самого себя (как логически, так и просто на эмоциях, на повторении формулы) - проект не был ошибкой, я достиг того-то и того-то. И если уверенность достигается - значит, главная экзистенциальная цель проекта достигнута.
Потому что, извините, с точки зрения мертвой и живой вселенной, а также других её участников все наши проекты - бессмысленные бесцельные ошибки, которых не совершает только камень, лежащий на берегу моря вечности. Поэтому бессмысленно сидеть с циркулем и курвиметром, доказывая другим ценность своих свершений - сначала надо доказать себе. И сделать это, в идеале, лучше до того, как ты попал в экзистенциальный Вьетнам и гуки в твоих мозгах уже залезли на деревья и начали отстреливать офицеров в твоих нейронных полках.
Как там сказано в крылатых выражениях? Жить надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за прожитые годы? Ну, как я пояснил выше, цель этого экзистенциального проекта может быть достигнута разными способами.