Радостно - потому что я знал об этом эффекте и получил внезапно громкое подтверждение. Эффект заключается в том, что нет черного и белого, и у каждого человека есть шкала ценностей. Несовпадение этих шкал приводит к тому, что людям кажется - "для того человека нет ничего святого". Или - "этот человек слишком святоша".
Сейчас еще подумал и понял, что радость не только от подтверждения этого факта, но и от подтверждения факта эвристики "монолита не существует". Люди часто воспринимают произвольные множества других людей - официантов, писателей, программистов, гомосексуалистов, депутатов - как сплошные монолиты с едиными мнениями и размноженными под копирку повадками.
Так, для рядового программиста (для упрощения я беру сейчас как раз стереотипный шаблон "прогрессивный программист с либеральным уклоном) Никита Михалков и Наталья Поклонская - существа одного типа, инстансы одного класса. Но нет! Между ними есть четкая черта и даже противостояние.
Это мне напомнило историю, которую я читал в мемуарах, кажется, Паустовского, когда одни матросы-большевики держали в тюрьме белых офицеров в Одессе (или Крыму), а к ним регулярно приходили другие матросы-большевики и требовали расстрелять пленников. Конфликт был накален до такой степени, что активисты, ратующие за расстрел, уже готовы были идти на штурм тюрьмы и угрожали расстрелом самим своим товарищам - не помогало даже упоминание имени Ленина и Кремля, который отдал приказ не расстреливать.
Помню, прочитав, я тогда еще подумал, что это корни будущих разборок. Эти паттерны мышления, эти застаревшие привычки, эти несовпадающие шкалы ценностей - все это неизбежно должно было полыхнуть. Небось, в 37 году кто-то из этих матросов припомнил тот революционный конфликт и подумал "надо задавить, пока они нас не задавили". Или "надо додавить, давно надо было додавить".
Блин, я отвлекся. А мораль в том, что несовпадающие шкалы ценностей - это более рабочая модель реальности, чем "монолит в мнениях". Мы как песчинки, сцепляемся шероховатостями и образуем как будто монолитные дюны-барханы, но подует ветер или встанет солнце в новую политическую позу - и отброшенные тени резко проведут новые границы.