- умение пройти муштру под чужим управлением, чтобы работать там, где требуются жесткие нагрузки (там где нагрузки не жесткие, муштра все равно откликается более быстрыми, автоматическими приемами) и работа в корпорации
- умение работать самостоятельно, в что входит - умение планировать, умение ждать, способность не страдать и утомляться от выбора вариантов, способность самостоятельно запрягать себя в муштру и жесткие нагрузки.
Поэтому я пока безразличен к тому, какие предметы будут в школьном и высшем образовании. Они сотни лет генерируют людей, не готовых к реальной работе - с чего вы взяли, что выбор предметов будет решающим в этом сейчас? Вот что действительно имеет значение - это умение выносить нагрузки на мозг, муштра и самостоятельные скиллы. Вот с этим справится даже церковно-приходская школа, если будет давать жесткую нагрузку на подрастающий мозг. Хотя элемент пропаганды в школах тоже имеет некоторое значение, но я бы не назвал его решающим. В 80х у нас в классе каждый день начинался с политинформации. Это не помогло. Пропаганда словами - переоценена и, пожалуй, хватит об этом.
Если на подрастающий мозг не давать нагрузку, получится этакий Маугли. Это частное мнение, но все-таки я полагаю, что все системы, ослабляющие нагрузку в "образовательный период" - от домашнего образования до свободного выбора предметов - формируют более дефективный взрослый мозг.
Столько лет идут разговоры про реформы в образовании, но по всему миру все только и продолжают жаловаться, что уровень падает (пожалуй, кроме Китая, не?). Почему бы не предположить, что уровень падает, потому что жизнь просто становится легче и свободнее, мозги подрастающих просто не привыкают к необходимым нагрузкам.
Я за введение всяких элементов самостоятельной учебной работы - но при одновременном сохранении некоторых элементов жесткой муштры. Мы не можем предсказать, что потребуется мозгу в будущем. Поэтому желательно подготовить его к разным вариантам - идеальный самурай или удачливый пират-предприниматель-наемник. Из какого мушкета или какой катаной он будет крошить врагов - это он выберет, когда вырастет. Важно, чтобы он привык крошить задачи (ну или изящно обыгрывать их).