kvisaz (kvisaz) wrote,
kvisaz
kvisaz

Categories:

Как писать научно-популярные книги и учебники в стиле 60х ?

Почитал воспоминания Рудольфа Сквореня, автора многих научно-популярных книжек по радиоэлектронике. Он упоминает два интересных эффекта
1. Обычные люди часто задают на самом деле сложные вопросы в техническом плане.
2. Неопытные люди, новички формулируют мысли на таком языке, на котором их не понимают высшие специалисты.

----- Учение мое в основном состояло из того, что курсанты (в основном бывалые военные радисты) задавали мне вопросы, а я придумывал, как им ответить. Бывало кто-нибудь такой вопрос задаст, что я дома до полночи просиживал в поисках правильного и, главное, понятного ответа. Одним словом, не знаю чему я научил своих слушателей (хотя сами они говорили, что многому), но радиокурс ЦШТП за полгода приучил меня к тому, что рассказывать что-нибудь какой-либо группе слушателей нужно только на том языке, который они хорошо понимают. Оказалось, что только на этом языке, на отработанных его разновидностях, могут общаться со своими читателями школьные учебники, телевизионные диски, рассказывающие об учебных опытах, научно-популярные журналы. -----


---- В первый свой рабочий день я ответил на 100 писем и эта цифра не связана с какими-либо моими личными талантами – просто открыв письмо, написанное на знакомом языке, я сразу понимал, что в нем спрашивается и знал, что надо ответить. Думаю, что высококлассный специалист с абсолютным знанием математики большинство писем тут же бросил бы в корзину для мусора, как непонятную ему бессмыслицу. -----

Я добавлю, что возможно, в этом секрет старых советских книжек, их предельно понятного языка. То, что писалось позже - написано с такой кашей во рту и голове, что адекватно понять их может только как раз тот самый высококлассный специалист.

Помню, как мне рвал голову диссонанс между уже российскими и зарубежными учебниками в 90х. Понимаете в чем фокус - преподаватели рекомендовали их наравне. Говорили, что можете готовиться по этому, а можете - по этому. Но советские/российские учебники для новичка были зубодробительным нокаутом из терминов и формул. А зарубежные черкнут одну формулу на страницу - а всё остальное объяснения. Это было.... об этом лучше видео снимать, потому что только так я могу передать выражение на своем лице.

При этом, давайте честно, я априори не считаю, что поздне-советский стиль учебников хуже ранне-советского или современно-зарубежного. Логически если подумать, то такой ад для нубов наоборот, только выше поднимает их уровень. И этот аргумент был бы совсем блестящим - если бы не
а. опытные преподаватели рекомендовали и те, и те, то есть уровень подготовки для нубов они давали достаточный
б. у нас не было такого чудовищного отставания по электронике.

Мир лучше всего менять с себя - проще обернуть кожей свои ноги, чем застелить обувной кожей всю землю, как говорит Геше Джампа Тинлей.

Поэтому я просто клянусь, что если станут высоким специалистом в какой-то области (а сейчас я хоббит даже в программировании), то буду писать популярные статьи очень понятным и простым языком, беря за пример ранние советские образцы и лучших западных авторов.



А если я нарушу свою клятву, пусть любой из вас бросит в меня любой том Детской Энциклопедии 1960х годов выпуска. Или томиком Рудольфа Сквореня.
Tags: Как научиться писать, Книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Отучился

    Отучился я несколько месяцев в Яндекс.Практикум по курсу "React-разработчик". Всего было 160 часов, прошли от базовых основ React до Redux. Начинали…

  • Дроны

    В Швейцарии сделали то, что давно снял Джордж Лукас - скоростные полеты сквозь лес, как в 6 серии "Звездных войн"…

  • О книге Джареда и острове Пасхи в American Scientist

    "Я считаю, что есть веские доказательства того, что именно крысы, а не люди, привели к исчезновению лесов." "гибель лесов на равнине…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments