====== >
С этой точки зрения работа писателей, сценаристов и драматургов очень похожа на программистскую: они используют свои паттерны-тропы для повествования. Никто не говорит, что эти решения - лучшие, скорее даже наоборот. Но они:
- работают.
- позволяют разложить сложное повествование на кучу куч стандартных мелких решений.
- позволяют быстро сочинять новые сюжетные ходы (не оптимальные, но быстро, Карл!).
И, пожалуй, самое важное: использование троп, также как использование паттернов, должно быть обоснованно и продиктовано ситуацией. Если просто начать нагромождать паттерны или тропы друг на друга, то ничего хорошего не выйдет. Вместо работающей структуры, мы получим нагромождение троп и паттернов.
Тропы, так же как и паттерны - это набор стандартных решений. Также как и для паттернов, для троп существуют условия и ограничения на их использование. Так же как и для паттернов, существуют "сборники", практически полностью посвященные описанию и использованию. Пожалуй, наиболее известным "сборником" троп является сайт TVTropes.org. В общем, паттерны очень похожи на тропы, с той лишь разницей, что за тысячелетнюю историю существования литературы, сценарного искусства и драматургии троп было создано гораздо больше, чем паттернов.
Принципиальное отличие работы писателя от программиста - это заметность используемых паттернов. С точки зрения программиста его паттерны должны быть как можно более очевидны, чтобы другие программисты, использующие тот же код, как можно быстрее поняли, что именно сделал их коллега и зачем. Паттерны должны быть как можно более четкими и ясными, избавленными от лишних деталей, чтобы другие программисты "узнали" паттерн при первом же взгляде.
С точки зрения писателя, используемые тропы должны быть как можно более незаметны. В противном случае получаются штампы - все эти "нам нужно разделиться" в ужастиках или "несчастный ребенок, у которого развелись родители" в "семейных" фильмах, набившие оскомину. Писатель должен как можно сильнее заретушировать, замаскировать и покрыть деталями свои тропы, чтобы их использование не было заметно читателем даже после многократного прочтения. Если писатель "вешает ружье на стену", то он должен сделать это как можно более естественно и незаметно, иначе читатель раскусит трюк и развитие сюжета потеряет свою остроту и неожиданность - "выстрел" в конце не произведет нужного эффекта.
Таким образом, работы писателя и программиста в чем-то похожи: они используют схожие средства для решения схожих целей. Различаются требования, которые накладываются на использование данных средств.
<==== конец цитаты
Ну, я согласен. Это более сильная аналогия.