kvisaz (kvisaz) wrote,
kvisaz
kvisaz

Categories:

Шантарам - этнографический роман о трущобах Индии 80х

Вчера я начал читать книгу "Шантарам". Её написал Грегори Дэвид Робертс - интересная личность, австралийский писатель. Он был героиновым наркоманом, грабил банки, его посадили в тюрьму, он бежал. Но книга не об этом, а о том, как он после побега жил долгие годы в Индии, выживал в трущобах, лечил бедняков, продавал наркотики, работал на индийскую мафию.

Книга получилась мощная, резкая и яркая. Её сравнивают с "Тысячью и одной ночью", да и автор очень старается красивыми словами и философией замаскировать боль. Но получается это плохо, потому что жизнь в трущобах Индии для человека хотя бы с минимальным уровнем сопереживания - это ад. И то, что местами книга срывается в слащавую красивость, можно объяснить двумя вещами:
1. Без красивостей было бы слишком страшно и неприятно
2. Автор в Индии постоянно курил первоклассный афганский гашиш.

Очень мощные этнографические зарисовки про Индию 80х годов. Прочитаешь - и ну давай поклоны бить, что родился не в деревне под Мумбаи. Вот несколько фрагментов:
==================

Мы пристроились в свободном уголке, взяли предложенный нам чай и какое-то время цедили его в молчании. Затем Прабакер стал вполголоса рассказывать мне об этом месте, которое он называл человеческим рынком. Дети, сидевшие под изодранным навесом, были рабами. Они прибыли сюда из разных штатов, спасаясь от циклона в Западной Бенгалии, от засухи в Ориссе, от эпидемии холеры в Харьяне, от бесчинств сепаратистов в Пенджабе. Дети бедствия, найденные, завербованные и купленные специальными агентами, они добирались до Бомбея по железной дороге, зачастую проделав путь в несколько сотен километров без сопровождения взрослых.

Мужчины во дворике были либо агентами, либо покупателями. Хотя на первый взгляд они не проявляли особого интереса к детям на скамье, Прабакер объяснил мне, что на самом деле идет оживленная торговля и споры, и даже в этот самый момент заключаются сделки.

Дети были маленькие, худые и беззащитные. Двое из них сидели, переплетя руки, еще один обнимал своего товарища, словно защищая его. Все они не спускали глаз с откормленных и разодетых мужчин, следя за выражением на их лицах и за каждым красноречивым жестом их рук с перстнями. Черные детские глаза мерцали, как вода на дне глубокого колодца.

Прозвучали чьи-то хлопки, рассыпавшиеся эхом по помещению, и маленькая девочка поднялась со скамьи и стала исполнять танец, напевая. Это была любовная песня из популярного индийского фильма. В последующие годы я слышал ее много раз, сотни раз, и всегда вспоминал эту десятилетнюю девочку и ее удивительно сильный, высокий и тонкий голос. Она качала бедрами и выпячивала несуществующую грудь, по-детски имитируя движения стриптизерки, и покупатели с агентами глядели на нее с интересом.

Прабакер продолжал играть роль Вергилия, объясняя мне тихим голосом все, что происходило в этом аду. Он сказал, что если бы дети не попали на рынок рабов, то неминуемо умерли бы. Вербовщики рыскали с профессиональным мастерством ищеек по местам катастроф, кидаясь из провинции, пострадавшей от засухи, к очагу землетрясения, от землетрясения к наводнению. Голодающие родители, уже пережившие болезнь и смерть своих детей, благословляли вербовщиков и, ползая на коленях, умоляли их купить сына или дочь, чтобы хоть один ребенок остался в живых.

Мальчикам, продаваемым в рабство, было суждено стать погонщиками верблюдов в Саудовской Аравии, в Кувейте и других странах Персидского залива. Некоторые из них, сказал Прабакер, будут искалечены во время верблюжьих бегов, которые устраиваются на потеху богатым шейхам. Некоторые умрут. Когда мальчики вырастали и становились слишком большими, чтобы участвовать в бегах, их бросали на произвол судьбы. Девочки же работали служанками в богатых домах по всему Ближнему и Среднему Востоку или занимались сексуальным обслуживанием.

Но зато, сказал Прабакер, эти мальчики и девочки были живы. Им повезло. На каждого ребенка, попадавшего на рынок рабов, приходились сотни тех, кто голодал и умирал в страшных мучениях.

=================


Но красивых и добрых фрагментов там тоже много - в основном за счёт того, как люди помогают друг другу. Факт, они это делают и в реальности. Ну а что в романе "Шантарам" они еще и говорят при этом, как сказочные философы и мудрецы, можно частично списать на первосортный и дешевый афганский гашиш.



теги: #вонючаяИндия #щобятакжил #первосортныйАфганский
Tags: Книги
Subscribe

  • Правильные пчелы

    На Пикабу нашел жемчужину - записки фермера, много интересного https://pikabu.ru/story/kak_ya_potratil_250_millionov_v_derevne_10888743 На…

  • Шутка

    - как быстро можно деанонимизировать человека по факту, что его сосед по площадке - профессор химии взрыва? - зависит от того, берет ли сосед работу…

  • Дилемма Эвереста

    Вот тут есть большой конспект идей по обсуждению "дилеммы вагонетки" или "надо ли выбрасывать девушку" (спасибо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments