kvisaz (kvisaz) wrote,
kvisaz
kvisaz

Categories:

Рассказы о Вондерленде - ч1

Впервые я вышел из шкафа, то есть написал о Вондерленде тут.

Вондерленд в руководствах с "чанов" и Луркмора, это лишь побочный эффект, среда обитания "тульпы" - воображаемой подружки, которой так, видимо, не хватает обитателям этих информационных пространств.

Для меня Вондерленд - это дополнение к аутотренингу. Знаете, старые известные формулы про море? Представьте себе море, или что вы сам море... и так далее. Ну я вырос-то вдали от морей. Пробовал представлять - картинка получалось неубедительной, как воспоминание о черно-белом телевизоре.

Значит, нужно больше деталей, решил я. Кроме того, раз я не морской житель - сделаю-ка я себе место, более близкое по географии. Так и появился мост над ручьём со скрипящими досками и бесконечным летом.

Это место, которое полагается видеть, когда хочешь успокоиться. Или когда не можешь уснуть, считать овец не умеешь, а включать компьютер уже стыдно. В формулах аутотренинга и простых медитаций упоминают море. У меня - любимый лес с биологически активными добавками.

Важная особенность вондерленда - ты его строишь, отдавая отчёт, что это несуществующее место. Но оно как бы независимо от твоей воли. В смысле, позволь ему самому воспроизводить свои детали.

После нескольких запусков вондерленд занимает место в мозгу, как воспоминание о реальной местности. Отличие в том, что в обычные воспоминания - и ты/я это понимаем/принимаем - нельзя вносить сознательные искажения. В вондерленд можно и нужно добавлять новые детали.

Так прототип спокойной местности из детства стал обрастать дополнительными деталями:
- кувшином прохладного грушевого вина
- личным домиком, куда можно зайти (прототим - типичный частный дом из той же местности)
- компьютером Спектрум, подключенным к черно-белому телевизору, внутри домика
- отсутствие комаров и клещей (если это не подчёркивать, расслабляться даже в воображаемом лесу трудно)
- безлюдность местности - за исключением двух-трёх полу-тульп

О тульпах в некотором роде упоминают некоторые книги по популярным медитациям. Джини Скотт в книге "Сила Ума" среди прочих описывает такой прием, как подняться на воображаемую гору, увидеть там мудрого старца и задать ему вопрос - что прозвучит в сердце, то и будет как бы его ответом. Вот этот старец и есть вариант тульпы - воображаемое, но как бы независимое существо, которое может давать тебе подсказки.

Джини Скотт писала ещё, что эти приемы помогали ей расслабляться и придумывать новые настольные игры (это была её другая основная профессия в золотом XX веке), что в моих глазах только добавляло ей няшности и авторитета.

В отличие от руководств с "чанов" (анонимных форумов, где собираются всякие веб-жители, преимущественно безобидные), Джини не делала упор на форсировании тульпы, то есть не говорила - представляйте и рисуйте этого мудреца, пусть он живет постоянно и обрастает реалистичными деталями.

Я также не форсирую обитателей вондерленда, поэтому называю их полутульпами. И вопросами я их не мучаю, мне достаточно что они просто есть. Это как бы просто признаки присутствия старых добрых знакомых и образы их в молодости.

Поиграв немного в альфа-версии Вондерленда, я обнаружил, что деталей из воспоминаний не хватает. У меня нет фотографической памяти, как у Стивена Уилтшира. Более того, у меня, похоже, вообще всё довольно плохо с визуальной памятью - в жизни мне надо специально фокусировать внимание на отдельных признаках, чтобы их запомнить.

Но самым главной и неожиданной деталью оказался "признак простора" - то неуловимое ощущение, что ты находишься не в комнате, а в на открытом пространстве, которое простирается на все четыре стороны до горизонтов, и можно идти, лететь или плыть в любую сторону и уйдут часы, если не дни, чтобы достичь каких-то других характерных местностей.

Этот признак, по моему разумению, и был самым важным релаксационным фактором в визуальной картинке. Именно он, наряду с некоторыми другими, отличает картинку в телевизоре от реального присутствия. К этому времени я уже знал из прочитанных книг, что человек по-разному воспринимает даже предметы в своей комнате и предметы, которые он видит из окна. Предметы в своей комнате более плотно и осязаемо вписываются в карту тактильных и пространственных ощущений, в то время, как подавляющее большинство вещей, что вы видите из окна - это просто визуальные образы, дополненные смыслами.

В этом смысле виртуальный пейзаж ничем не отличается от настоящего - Пелевин, который форсирует виртуальные окна в ряде романов, прав - только не надо говорить об этом необученным пользователям таких окон, их будет мучать дукха, то есть в данном случае осознание несовершенства этого пейзажа, потому что по нему нельзя прогуляться.

Таким образом, я понял, что для чувства простора нужно вспомнить размеры этой местности. Вспомнить границы прототипа (долина ручья около посёлка, где я жил), высоту сопок, время, которое требовалось, чтобы переместиться с отрога на отрог (от получаса), время, чтобы дойти от автобусной остановки до моста (около 5-10 минут).

После нескольких осознанных тренировок такого рода, "признак простора" начал появляться самостоятельно. Его трудно описать. Как и чувство проприоцепции, которое есть у каждого из нас (все сигналы от тела, мышц, сухожилий, кожи), мы просто живем с этим признаком, воспринимая его как само собой разумеющееся. Крайний случай, когда "чувство простора" становится очевидным в силу недостатка последнего - это клаустрофобия.

Я говорю "признак", но подразумеваю "ощущение". Ощущение, что этот мир не плоская ограниченная картинка, а просторное место.

Начиная с этого момента, я понял, что такой Вондерленд гораздо лучше подходит для релаксации, чем абстрактная идея далекого для меня моря, и я начал с удовольствием обживать эту страну, добавляя остальные реалистичные признаки разным предметам, о которых сообщу позже.

PS: седой мудрец из книги Джини Скотт там тоже есть с середины 90х. Так уж вышло, что изначально, представляя горы, я брал прототип сопок, на которые ходил в походы. Эти сопки окружают ручей с мостом, где я вхожу в вондерленд. Только к мудрецу я не хожу. Он пальцем у виска крутит и смеется просто перетёк в этот мир вместе с воспоминанием о предыдущих путешествиях в похожие миры.

Tags: вондерленд, мозг
Subscribe

Posts from This Journal “вондерленд” Tag

  • Стивен Уилтшир и вондерленд

    Стивен Уилтшир рисует Нью-Йорк по памяти после 20-минутной прогулки на вертолёте Это известный высокоразвитый аутист, о котором писал даже Оливер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments