kvisaz (kvisaz) wrote,
kvisaz
kvisaz

Categories:

Хома и Вий

С утра пробило почитать "Вия" из-за вопроса:
- А с чего это нечисть так шикарно гуляет в освященном месте?

Ответ явный у Гоголя: церковь давно заброшена. Дальше - молчок, механика не объясняется.
Ответы неявные, между строчек:
1. Люди осквернили, между делом
2. Панночка, как дочка местного властителя и по совместительству могущественный маг, могла из этой церкви заранее сделать плацдарм для последней битвы.

На самом деле меня больше всегда волновала судьба Хомы. И сегодня, перечитывая быстро, я обнаружил, что Гоголь, как отличный сценарист, создал кучу драматических моментов, когда сценарий и судьба могли пойти по другому пути. Кроме финальной "не утерпел и посмотрел", это

1. Когда за ним прислали казаков в Киев и когда они все по пути напились до того, что Хома успешно уговорил казаков отпустить его. Его неудача и ошибка - он сам при этом нажрался так, что не смог найти выхода из трактира.

2. Когда смотрел на дорогу и думал о побеге перед первой ночью - перехватили инициативу сразу.

3. Когда почти убежал в последний день. Ошибка и неудача: Хома не знал местных дорог, а к нему был приставлен опытный и здоровый казак, который, не смотря на старость, пробежал за ним всё расстояние. Впрочем, даже если бы тут не было казака - в степи от конников тяжело уйти. Это не тайга, где каждое поваленное бревно - это твой союзник в плане укрытия и ложных мишеней. И где пеший имеет преимущество перед конником, если речь только не идет о "прозрачных" сосновых борах, в которых деревья стоят как колонны, без веток почти до самых крон, а земля лишена растительности и присыпана хвоей - там и мотоциклист чувствует себя хорошо. Такие леса редко, но встречаются в России, и всегда поражают своей красотой (а также дюжими комарами).



Хома проиграл, потому что был слаб и не очень дальновиден. Тут я вспомнил любимый "аргумент вампира" - "эта история такая, потому что она такой задумана". То есть Хома был слаб, потому что был героем истории ужасов.

Но возможно, тут ошибка - не Хома был слаб, потому что история. А история получилась такой, потому что Хома был слаб. Гоголь не был жанровым писателем и еще меньше он был современным сценаристом, который держит перед глазами чек-лист для написания отличной стандартной хоррорной драмы:

1. Герой слаб и не дальновиден
2. Машина не заводится
3. Если в подвале раздается шум, надо непременно заглянуть туда с одним фонариком. И в сорочке.
...
N. PROFIT!!!

Поэтому я выбираю вариант "История получилась такой, потому что Хома был таким". Это чистая игра ума, от результата которой ничего не зависит в реальном мире. Но это похоже на суждение "Гоголь не подгонял героев под историю, а рассказывал истории о героях".

И еще я понял, что в той Вселенной, где реален "Вий", на самом деле было множество других героев - и многие из них успешно
- бежали еще по дороге из Киева, напоив попутчиков и слив свою часть выпивки сразу в рукава и сапоги
- изучили местность, затем местную конюшню и бежали в первый же день, взяв лучшего жеребца (и подрезав седла)
- осуществили п.2 перед последней ночью, когда поняли, что их задора не хватит на такую напасть
- и наконец успешно не посмотрели на Вия, получили 1000 червонцев и зажили роскошной жизнью
- получили 1000 червонцев, посмотрели на них, оценили свои затраты, прикинули свои силы - и стали профессиональными охотниками на ведьм!
- прошли три ночи, но получили не 1000 червонцев, а гораздо меньше, но были рады, что просто выжили
- получили не 1000 червонцев, но потом отомстили сотнику и выбили недостающий долг хитроумным способом.

Так можно множить героев без конца. Но зачем, если даже уже у Гоголя был такой герой - "победитель нечисти" - кузнец Вавила Вакула, который на самом черте летал.




В детстве оба этих рассказа казались равноценными страшилками. Но сейчас мне история Вавилы Вакулы кажется гораздо менее драматичной. Потому что "Вий" - это жизненная история о среднем человеке, который слаб, недальновиден и постоянно упускает подворачивающиеся шансы - порой по самой идиотской причине.

PS: Перечисление других вариантов истории - это просто прием из самодельного Дао Когнитивного Оптимизма, о котором я уже говорил.

Конкретная история - это не мир. Мир - это множество историй.

PS: надо кофе послабее заваривать.
Tags: Дао Когнитивного Оптимизма, Как научиться писать, Кино
Subscribe

  • Дикий путь эволюции

    Как можно догадаться, я продолжаю медленно читать Мориса Клайна "Утрата определенности" про историю математики. И вот очередной кусочек,…

  • Ложь не компилируется в истину

    Хорошая эвристика. - https://bash.im/quote/465193 Определение "ложь все, что не выдает рабочее истинное утверждение" хорошо тем, что устраняет…

  • Медленное мышление о книге воли

    Я дочитал книжку про волю. Мне кажется, это фейковый автор. Причины - У него англоязычное имя, но в эпиграф он ставит цитату из Пушкина. - западные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments