Первые колонии одноклеточных организмов передавали информацию внутри себя как стая рыб - просто отслеживая возбуждение соседей и передавая дальше. Постепенно, с формированием постоянных многоклеточных организмов, среди этих клеток выделились самые быстрые и самые разветвленные, кто передавал информацию лучше и дальше - так появились нервные клетки.
Тут надо приложить базовую схему создания живого существа (прим. бога). Отказать, слишком много документации в бумажно-словесном исчислении (прим. его же, квант времени спустя). Хорошо, можно использовать простую аналогию.
Простейшие существа подобны машинам - сложным в человеческом понимании, но довольно простым в плане их алгоритма. Искать благоприятные условия, избегать неблагоприятных. К примеру, выходить на более светлые участки. Если свет не критичен, можно использовать хаотическое перемещение и захват той еды, которая попадётся (это довольно-таки механическое решение).
Это поведение можно серьезно улучшить в плане выживаемости за счёт простых химических и биологических хаков. К примеру, выброс стрекательных инструментов-жал у инфузории-туфельки в неблагоприятных условиях. Важный момент - эти жала действуют и на саму туфельку. Таким образом, туфельки, попавшие в неблагоприятную область пробирки, быстро насыщают её жалами, после чего стремятся покинуть область. Даже если они погибнут, оставшиеся жала выгонят новичков из этой области. Тут очень хотелось написать - "дадут понять, что эта область опасна", но это бессмысленно, так как ничего понять они не смогут в принципе. Их просто выгоняют.
Можно сказать, перед нами простейший прототип механизма боли - который ведет к качественно новому скачку в поведении и выживании. Причем внешний механизм, который работает сразу на несколько организмов, что довольно экономично и инженерно. Сама же реакция на стрекала может быть объяснена механически и эволюционно - кто не реагировал, тот погибал.
Этот эффект с жалами был хорошо изучен в XIX-XX веках и изначально, когда не была ясна эта простая механика, у ученых сложилось ощущение, что инфузории туфельки способны обучаться. Стройную теорию обучения немного портил факт появления такого же поведения у новых, "необученных" инфузорий, но согласитесь, что это выглядело еще более роскошно, потому что намекало на появление сверхъестественных способностей даже у таких крохотных созданий. Это могло бы лечь в фундамент всех научно-мистических теорий, но, к сожалению, оказалось, что сложное поведение и эффект "обучения" успешно моделируется очень простым механизмом.
Вот на этом моменте - "сложное поведение и даже эффект обучения может успешно моделироваться очень простым механизмом" - я и хочу пока прервать свои мысленные конспекты по книге "Как мозг учился думать".
А вообще-то я хотел поделиться, как возникает лень и почему роботы будут лениться в будущем, но потом быть может, потом...
