kvisaz (kvisaz) wrote,
kvisaz
kvisaz

Categories:

Жизнь как процесс

"Тридцать лет назад, когда я был послушником в монастыре Ту Хиеу, мытье посуды было для меня тяжелой и неприятной работой. Во время периода уединения, когда все монахи возвращались в монастырь, два послушника должны были делать всю работу по приготовлению пищи для более чем сотни монахов, с мытьем соответствующего количества посуды.

Мыла у нас не было.



Мы использовали золу, рисовую шелуху, кокосовые волокна – и это все. Мытье такого огромного количества мисок было той еще задачей, особенно зимой, когда вода практически замерзала, и нам нужно было нагреть ее в огромном котле, прежде чем браться за посуду. Сейчас, когда на современных кухнях у вас есть и жидкое мыло, и специальные губки, а из крана течет горячая вода, мытье посуды превратилось в гораздо более терпимую задачу. Оно вообще перестало быть проблемой. Можно по-быстрому сполоснуть тарелки, а затем сесть и насладиться чашечкой чая. Сейчас никого не удивляют стиральные машины, хотя сам я стираю одежду руками, но вот посудомоечные машины – это, пожалуй, слишком.

Когда вы моете посуду, вы должны погрузиться в этот процесс. Это означает, что во время мытья посуды вам следует полностью осознавать, что вы именно моете посуду. На первый взгляд это кажется немного глупым: зачем уделять столько внимания такой простой вещи? Но в этом все дело! Тот факт, что я стою здесь и споласкиваю чашки, чудесен сам по себе. Я полностью сосредоточен на себе, я ощущаю ритм своего дыхания, осознаю свое присутствие, осознаю каждую свою мысль и каждое движение. Я не позволяю своему сознанию бессмысленно блуждать, подобно выброшенной за борт пустой бутылке, которую носит тут и там по волнам."

Источник: Тик Нат Хан, "Чудо осознанности".



Комментарий kvisaz:

Я рассматриваю этот фрагмент как описание одного из базовых методов борьбы с ленью и прокрастинацией. Погруженность в процесс - это тот самый "поток", который описывал психолог Михай Чиксентмихайи.

Но Михай не описал, как достичь этого потока, поэтому в достижении этого ощущения приходится полагаться на воспоминания буддистских монахов, которые мыли много грязной посуды. Дальше в книге Тик Нат Хан описывает, что ему помогало включить ощущение потока, сосредоточиться на текущем процессе.

В первую очередь для того, чтобы сосредоточиться на текущей работе, конечно же, нужно прежде всего направить на неё внимание, посмотреть, так сказать, понаблюдать. Это понимают все.

Но человеческий мозг (Тик Нат не пишет об этом, это я пишу) довольно быстро упаковывает повторяющиеся процедуры в подпрограммы для автоматического исполнения. То есть включает "автопилот". И с одной стороны, этот "автопилот" мешает на самом деле работе, потому что спотыкается на нестандартных тарелках и особо засохших кусочках риса, что вызывает раздражение.

А с другой стороны, пока "автопилот" моет, ум начинает блуждать и страдать хернёй, мозг перестаёт жить здесь и сейчас. Эти два процесса, похоже, помогают друг другу - блуждающий ум, отрываясь от процесса работы, способствует включению "автопилота", который спотыкается на отклонениях и вообще не способен рассматривать работу как вызов, как челлендж, как интересную задачу.

Поэтому, кроме направления внимания и взгляда на предмет работы, следует позаботиться о предохранителе для включения блуждающего ума. Таким предохранителем может работать внутренний счёт. Я тестировал этот метод, он действительно занимает блуждающий ум.

Тик Нат Хан описывает такой метод: на вдох говоришь "раз", и на выдох говоришь "раз". Затем на вдох говоришь "два" и на выдох "два". Доходишь до десяти - начинаешь сначала.

Это два ингредиента для рецепта сосредоточения - направить свой взгляд на текущую работу и занять блуждающий ум счётом. Это работает при физической работе и, с некоторыми поправками, при умственном труде.

Третий ингредиент, в существовании и необходимости которого я убедился на личном опыте - это тренировка. Тренировка и желание тренировки. Именно по причине третьего ингредиента "быстрые рецепты" не работают. Осознание и понимание не равно обучению. Для обучения необходимо время.

Большой плюс тренировок ума в том, что качество жизни повышается сразу, с первого же занятия. И именно на это следует обратить свой внутренний взгляд, а если тревожат смутные ощущения, что тренировка прошла неудачно - е-маё, займите ум счётом до 10, а ещё лучше до девяти, потому что я убедился, что чем нестандартнее счёт, тем сильнее он отключает ум.

kvaksha[1]

До десяти, кстати, я могу считать на автопилоте. Поэтому для себя я изменил последнюю цифру на девять, чтобы лучше осознавать счёт.

И да, я полюбил мыть посуду. Хотя без фанатизма :)
Tags: Как научиться работать, нейробуддизм
Subscribe

  • Внутренняя федерация

    Попытки осознать умственные страдания и дать отпор автоматическим внутренним вскрикам не привели меня к тому, что эти страдания и вскрики исчезли.…

  • Самооценка невыспавшегося человека

    Петер Шпорк "Сон. [Почему мы спим и как нам это лучше всего удается]" - книга немецкого врача сомнолога 2010 года. Книга, которую полезно…

  • "Сила воли" Дэвид Малкольм

    На днях начал читать книжку "Сила воли" (с) Дэвид Малкольм. Не путать с похожим названием от автора Келли Макгонигал. update: я её дочитал,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments