В терактах гибнет ничтожная часть людей по сравнению с обычным количеством ежедневных смертей. Наиболее рациональная реакция на теракт - поскорбить, похоронить, жить дальше, виновных найти силами спецслужб.
К сожалению, перед нами один из неявных законов "психоистории", с которым нельзя справиться такими рекомендациями. Это значит, что в огромном количестве людей всегда будут те, кто будет действовать так, а не иначе. В конечном счете большинство т.называемых мер по профилактике теракта не стоят затраченных усилий и потерянных свобод.
Жертвы терактов следовало бы просто включить в жертвы общественной свободы, как
- погибших на трассах - в жертвы автомобилизации;
- погибших в авиакатастрофах - в жертвы выбора ветки "самолёты" вместо "дирижабли" (где смертность даже в самом знаменитом случае с "Гинденбургом" была гораздо ниже по сравнению с рядовой катастрофой при посадке скоростного лайнера);
- нищих - в жертвы свободного рынка;
- убитых за квартиры старушек России - в жертвы преобразований 90х;
- расстрелянных в общественных и публичных местах - в жертвы свободного ношения оружия;
Люди же не выходят на митинги по поводу очередной автокатастрофы? Хотя инженерно-технически проще снижать смертность на дорогах, чем бороться с психами-одиночками, которые (еще один неявный закон "психоистории") будут всегда.
Этот список можно было бы продолжать бесконечно - число обезличенных смертей довольно велико. Но суть в том, что люди не реагируют на них с таким остервенением, как на смерть, вызванную кем-то конкретным. Особенно если эта смерть как бы является актом борьбы между двумя общественными нормами.
Как сказано в одной книге - допустим, у нас вещь, которую мы усердно называем воздушным шаром. Но она век за веком усердно стрижёт газон, а летать у неё получается очень плохо. Логично назвать эту вещь газонокосилкой, не?
Теракты - это газонокосилки, а не воздушные шары, которые из них надувают. Это акты, которые включают мощное возбуждение общества, но на личном уровне они несут наиболее минимальную угрозу для жизни из всех присущих современной цивилизации.
К сожалению, как я сказал, это "психоистория". Реакция общества будет такой, а не иначе. Затраты на предупреждение будут непропорционально огромными, а будущие теракты все равно будут. Потому что очень трудно остановить воду, особенно если её частицы обладают разумом и способны находить новые уязвимости в плотине.
Это все равно, что бороться с психами-одиночками, которые останутся всегда. Единственное решение против психов-одиночек - это тотальный контроль на уровне мыслей, глубокое чипирование личностей или полное зомбирование всех по единой доктрине.
Может быть, лучше все-таки перестать беспокоиться о том, что происходит раз в год, раз в месяц или, в худших случаях в худших участках мира, раз в неделю, и спокойно подумать о том, какие обезличенные угрозы жизни встретят тебя этим днём?
PS: Конечно, лучше. Но для масс - невозможно.
PPS: Если формулировать точнее, то
1. Личная угроза воспринимается сильнее безличной угрозы
2. Личная угроза с вызовом твоему кодексу поведения - воспринимается сильнее, чем личная угроза, допустим, просто с целью отъема имущества
3. Вызов кодексу поведения общества, к которому ты себя отнёс - воспринимается сильнее, чем угроза с вызовом лично твоему формату поведения (Так, между прочим, геи становятся патриотами в насквозь гомофобных эпохах и странах)