kvisaz (kvisaz) wrote,
kvisaz
kvisaz

Category:

Сказание о короле-вороне

Так вот, цитата про эльфов может показать оскорбительной (а то и расистской, если бы малые народцы действительно существовали), но книга Сюзанны Кларк - она как коньяк.

И вот один из от оттенков этого коньяка, одно из его тончайших послевкусий, это сожаление о том, что люди обделены магией, а эльфы трудолюбием или целеустремлённостью.

Но однажды явился тот, кто соединил сильные стороны обоих народов...

Между прочим, я тут вижу ещё и хороший намёк на реальные различия человека с другими приматами. У человека, как одного из наиболее поздних элементов этого семейства, самые развитые префронтальные доли. Именно эта часть отвечает за самоконтроль, целеустремлённость и трудолюбие (если под трудолюбием понимать сложную деятельность, а не простые ритуалы, как, к примеру, мытье еды, доступное даже енотам).

enot

Вот про этого енота рассказывают, что он стирает хозяину носки (источник).

Но вернемся к сложной деятельности и целеустремлённости. От эльфов и вообще малого народца, как от более древнего племени условных приматов, вполне естественно ожидать менее развитых префронтальных долей. Тут роман Сюзанны Кларк очень логично пересекается со знанием о нашей реальности. То есть если мы говорим "более древний народ", то автоматически подразумеваем "более слабый самоконтроль".

Необходимое примечание: это если эльфы приматы. У некоторых авторов орки - грибы и размножаются спорами, а что если и эльфы? Но в романе Сюзанны Кларк, о котором идёт речь, эльфы - безусловные приматы, более древние, чем люди, и при этом способные с ними скрещиваться. У них более слабая воля, отсюда я и делаю такой вывод - что в плане эволюции мозга данный вид эльфов не очень далеко ушел от горилл.



Вот вам и драма, вот вам и причины эльфоцида, вот вам фэнтезийные эпосы, обусловленные жестокими законами нейрофизиологии. Древние и могучие уступают под напором слабых, но целеустремлённых, здоровый бык-интеллигент отдаёт мобилу гопнику, задавленный базаром (кстати, базар такого рода можно считать разновидностью особой, уличной магии, и к нему есть контр-спеллы, но нужно тренироваться, а самое главное - нужно активировать целеустремлённость для того, чтобы выучить уличную магию и доминировать на улице, затем в школе, потом в политике и далее везде. Тут никаких префронтальных долей не хватит, если еще и математику учить).

Всё фэнтези, в котором есть более древние народы - загоняется в рамки этим жестоким принципом. Конечно, ещё лучше оно загоняется леностью авторов, которые пишут эпосы по шаблонным линиям. Видимо, воображают себя эльфами и хотят жить за счёт магии своего творчества.

Тут есть разные выходы из этого прокрустова ложа, но один из неочевидных для широких масс - это появление более молодой расы эльфов или малого народца, моложе, чем человечество, с более развитыми префронтальными долями. По законам нейрофизиологии такой эпос должен получиться мрачной антиутопией, в которой более целеустремленные и более могучие волшебные народцы планомерно уничтожают бесполезных людей. Ну как уничтожают? Может, просто убирают кислород из атмосферы - им не нравится, что серебро на вилках чернеет, а сами они и без кислорода проживут. Но людям в таком варианте фэнтези - однозначно грустно.

Вы можете сказать, что если бы магия была доступной для людей, то и они бы не работали. А зачем, если действительно можно прожить и так? Наша цивилизация уже вплотную подходит к такому уровню, когда можно сказать, что большинство нужд её граждан удовлетворяется за счёт мало понятной для них магии. И мы видим массу примеров... Да даже во времена Бунина, в царской России, в самые жестокие времена находилось много людей, которые не работали даже под страхом голодной смерти (и часто она не заставляла себя ждать, к сожалению).

Да и в романе Сюзанны Кларк это подразумевается отдельными намеками.

"Отдохновение от всех разочарований и неудобств он обретал, сравнивая Грейт-Хизерден с Эшфером (последний всегда оставался в проигрыше) и вслух удивляясь упорным трудам Стренджа: «словно он не владелец поместья и хорошего состояния»"

Всё это так, да. И нельзя сказать, что в деле самоконтроля, целеполагания и трудолюбия человечество проявляет особые чудеса в своей массе. Но, тем не менее, этих префронтальных долей хватает, чтобы поддерживать и развивать нашу сложную цивилизацию, а у отдельных личностей - и чтобы совершать прорывы.

Обезьяны не могут, эльфы не могут, а самые ничтожные в плане физических возможностей - могут.

И каких бы чудес достиг мир, если бы эльфийская магия соединилась с человеческой целеустремлённостью?

В романе Сюзанны Кларк эти размышления воплощены в линии Ворона-Короля.

Ворон-Король был сыном человека, но был украден эльфами в детстве. Но не пропал, а овладел их магией. А потом вернулся в обычный мир, завоевал Англию и фактически создал английскую магию.



Это не исследование и не исторический роман, если вы забыли к этому моменту. Это просто литературный коньяк, все богатство которого открывается в оттенках.

John Uskglass
Мне понравилась концепция Короля. Ну и поскольку мир технологически и научно подходит к эпохе магии, а с префронтальными долями у нас всё-таки лучше, чем у эльфов, будущее выглядит довольно интересным.

Хотя уже сейчас можно сказать, что полукоролей или полупринцев (а также полупринцесс) у нас уже много.
Tags: Книги, рациональный ум
Subscribe

  • Дикий путь эволюции

    Как можно догадаться, я продолжаю медленно читать Мориса Клайна "Утрата определенности" про историю математики. И вот очередной кусочек,…

  • Ложь не компилируется в истину

    Хорошая эвристика. - https://bash.im/quote/465193 Определение "ложь все, что не выдает рабочее истинное утверждение" хорошо тем, что устраняет…

  • Медленное мышление о книге воли

    Я дочитал книжку про волю. Мне кажется, это фейковый автор. Причины - У него англоязычное имя, но в эпиграф он ставит цитату из Пушкина. - западные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments