Иногда люди говорят, что Томск отчасти напоминает Петербург. Это неудивительно, потому что дом Кухтериных (как орден, как семья) прежде всего давал деньги Константину Лыгину - архитектору из Питера.
По домам и постройкам Лыгина в Томске можно делать тематические экскурсии под названием "Сибирский Питер" или "Питерскими тропами". Начинаться они будут, само собой в бывшем кластере золотопромышленников - с томской мэрии.
Он же, кстати, построил вокзал в Красноярске. То-то я думал - почему мне так нравятся оба этих города :)
Кстати, в Новосибирске Лыгин поставил Собор во имя Александра Невского, что находится в основании Красного проспекта, у автовокзала. Когда я жил в этом городе, я часто ходил мимо него и любовался этим зданием. Оно прекрасно.
Так вот, питерскими тропами в Томске... Посмотрев на мэрию и маленькое здание художественной школо около неё, двигаемся дальше на запад по проспекту Ленина к Дому Офицеров. Кстати, тоже на деньги Кухтериных построен. Покойник Иннокентий хотя сложного характера был, но жертвовал и вкладывал много, за что ему спасибо.
Дальше, буквально в тридцати шагах, по этой же стороне улицы - центральная аптека фирмы "Штоль и Шмидт". Тоже проект Лыгина для дореволюционной фирмы "Штоль и Шмидт".
В самой аптеке, кстати, сейчас сидит кукла-аптекарь в человеческий рост, как две капли воды похожая на Чехова. У него отдельный кабинет посреди зала, с микстурами и лекарствами своей эпохи. Если близорук и не знаешь прикола, можно долго с ним разговаривать, требовать, возмущаться. У этого Чехова прекрасный характер - он всегда интеллигентно молчит. Ты глухой, штоль?
Кстати, в Томске есть своя студия аниматроники, которая изготавливает на заказ крупных развлекательных роботов. Не таких, как терминатор, но ручками помахать, головой повращать и т.д. могут. Так что не удивлюсь, если аптекарь в фирме "Штоль и Шмидт" однажды всё-таки заговорит.
Терминатор деревянный, без единого гвоздя. Аптекаря фото не нашёл, видимо, придётся самому делать.
Ладно, пунктиром по трактирам, что там у нас дальше из "питерской" программы:
Спускаемся по Ленина к кинотеатру Горького и смотрим на бывший магазин Голованова, как две капли похожий на мэрию. Там сейчас магазин "Нижний" и городская Дума, что добавляет симметрии с мэрией.
Затем поворачиваем налево, проходим за статую постового милиционера... Я застал ещё время, когда он там стоял живым. Это монумент в честь старого томского милиционера и это круто. В Томске есть памятники Пушкину, Чехову, волку из мультфильма "Жил был пёс", а тут - обычному постовому поставили. На моих глазах этот дядька шагнул в вечность.
Звали его дядя Коля, а официально Николай Путинцев. Почитать про него можно тут, а я лично могу вспомнить, что когда дорогу на красный перебежал, он мне душевный кулак показал.
Так вот, проходим мимо дяди Коли и выходим к дому купчихи Орловой, который теперь известен как Художественный музей. Здание хорошо ещё и тем, что, в отличие от мэрии и Думы, в нём можно побывать почти на каждом этаже.
Вот кстати, интересный факт - когда фотографии всех домов лежат вместе, сразу видно, что они очень разные. А когда идёшь и смотришь так - кажется, что они очень похожи.
Наталья Ивановна Орлова, купчиха второй гильдии, построила этот дом не для себя, а чтобы сдавать его в аренду. Так что если у вас есть машина времени, возьмите на заметку - одни из самых приличных номеров старой эпохи. Заезжать нужно не раньше 1902 и не позже 1917. Не позже 1917 понятно почему, а в 1902 его ещё не построили.
Ещё путешественнику времени надо знать, что в 1905 году в Томск надо сидеть тихо и не шариться по улицам, особенно в октябре. Тогда погромы будут, а для нас - были, во время которых огрести гирей по голове мог каждый, кто выглядел как студент, учитель или интеллигент. Вот, а потом всякие Яны Валетовы удивляются, откуда в большевиках столько злобы. А вот оттуда.
По поводу погрома 1905 в Томске есть ещё такой интересный полу-факт, полу-сплетня, что деньги на него отчасти давал сам Иннокентий Кухтерин. Вы можете поинтересоваться, а каким это образом и зачем на погром дают деньги. Ну, отвечаю - на водку, на вино. Бочки на улицы выкатили, черносотенцев и патриотов напоили - вот и расход.
Если же копать исторические источники основательно, то роль лично Кухтерина и купцов в целом низводится до не очень значительной. Косяков напороли там все. - прим. kvisaz
По воспоминания очевидцев в эти дни октября 1905 г. в Томске "для того, чтобы быть убитым, достаточно было обладать приличным костюмом и интеллигентной физиономией. Студенческая фуражка или лишь похожая на нее папаха и еврейский тип лица были вернейшими смертными приговорами".
По другим воспоминаниям и документальным свидетельствам
"Для защиты "Веры, Царя и Отечества" патриоты (уже заручившиеся благословением епископа Барнаульского и Томского Макария) решили расправиться со служащими-железнодорожниками. В тот день в здании Управления Сибирской железной дороги было особенно людно - выдавали жалованье. Всех выходящих из Управления озверевшая толпа жестоко избивала. Часть служащих забаррикадировалась внутри Управления. Тогда осаждавшие подожгли здание. Пожарных, прибывших тушить пламя, толпа не подпустила, перерубив пожарные рукава. Горел и расположенный рядом театр Е. И. Королева. "Два громадных здания пылали, и огромное море огня заливало большую площадь".
Забиты насмерть или сгорели заживо не менее 66 человек, не менее 129 - ранено. -
Источник - http://diletant.ru/blogs/2226/413/
Разгулялись так, что даже дом городского головы разграбили. Хороший был человек, просветитель и либерал, а управление городом зафейлил. Так часто бывает у просветителей и либералов, что очень грустно. Он тоже переживал и недоумевал.
Видите Королевский театр? От фамилии, а не от короля...
Полностью был уничтожен в те дни. А у капельмейстера С. А. Апрельского сгорела оперная и опереточная библиотека, которая собиралась на протяжении 25 лет. Её стоимость тогда оценивалась в 8 тысяч рублей, пишет Вики. Но Апрельский ещё легко отделался.
" Сам начальник губернии в рапорте от 16 ноября 1905 г. по поводу сложившейся 18 октября ситуации сетовал: "Полицейские деморализованы. Чиновники просили о переводе в уезды. Прессинг на улицах, угрозы насилия и пр. Нижние чины не только прекратили 19.10 наружную службу, но боялись даже показываться в форменной одежде на улице"
Источник - http://sibistorik.narod.ru/project/pogrom/1-1.html
Короче, никогда не инициируйте погромы. Любой ценой.
Но архитектор Лыгин это время пережил, так что пойдем дальше. Вообще, Константин Константинович, так его полностью звали, построил в Томске очень много. Но самым последним его проектом стал Каменный мост через Ушайку, построенный в 1916 году.
Мостик этот не велик, но стоит в самом что ни на есть историческом центре. Вокруг набережная Ушайки и площадь Ленина, впереди Обруб, а над всем этим - Воскресенская гора, на которой впервые и был поставлен город.
Самый интересный элемент в этом мосту - четыре колонны с ладьями, которые отлично символизируют. На ладьях прибыли по реке первые поселенцы, а один из бывалых казаков, бают, вообще предложил разобрать ладьи на первые дома и забор-город. Прецендент уже были - ранее основанный город Тобольск как раз "ставили из лодейного лесу". Вот один из казаков, участвовавший в закладке Тобольска, и предложил такой же вариант для Томска. Но в этот раз решили обойтись местными ресурсами, а лодьи сохранить.
Вообще, начало 17 века, первые 20-30 лет - это была уникальная эпоха, когда отдельные казаки и первопроходцы могли участвовать в закладке почти всех будущих старых городов Сибири, а на десерт - выйти к Охотскому морю. Всего несколько десятков лет, и был пройден такой огромный регион. Это было... мммм... великолепно!
До середины 17 века в ту эпоху Томск был столицей Сибири, из него уходили дальше на восток. Красноярск был в подчинении у Томска и прочие восточные города, томские казаки выходили к Охотскому морю. Но вы сами понимаете, эта палочка была эстафетной и вскоре её передали дальше.
Чем ещё интересна была та эпоха - тем что, в России тогда началось Смутное время. И тут, у сибирских переселенцев, ходил вполне такой конкретный слух, что Самозванец обещал полякам за их помощь ни много, ни мало, аж всю Сибирь. Но делать было нечего, приходилось жить. И ещё как! И пока на Западе отмахивались от поляков и разбирались с бедным Гришкой Отрепьевым, (теперь уже) сибиряки строили и шли дальше, раздвигая горизонт.
Тем более, что добровольным переселенцам в Сибирь давали скот и прочую солидную помощь. Потом, правда, заменили на обычное денежное довольствие, а потом лишили и его. Но первые десятилетия 17 века - это, можно сказать, был золотой век для переселенцев. Романтическая эпоха, в которой ещё можно было и разжиться добром, не прибегая к злодеяниям.
Так что ладьи на мосту через Ушайку отлично символизируют. Это золотой век переселенцев и серебряный век России. Это начало Томска и Сибири, и конец "питерского периода", финал долгой творческой жизни Константина Константиновича Лыгина.
Мост на Ушайке - хорошая точка, чтобы закончить экскурсию и отправиться дальше по вольной программе. В конце концов можно просто покормить уток. В хорошие дни число уток в этом районе достигает полусотни.
Ну вот, считай, краткий конспект для себя составил.
Маршрутный лист:
1. Художественное училище у мэрии
2. Мэрия
3. Дом офицеров
4. Аптека
5. Гастроном "Нижний"
6. Дом купчихи Орловой aka Художественный музей
7. Старый каменный мост через Ушайку под Воскресенской горой
Надо бы всё-таки металлоискатель прикупить, пожалуй :)