Реверсивная психологий исторических событий - вот все те ужасы, что вы когда-то читали про старые исторические события, они были написаны либо "счастливцами", которым выпал билет в непосредственные жертвы, либо очень эмоциональными личностями (Бунин, Солженицын), которые отлично генерили контент на основании разрывов за горизонтом, сплетен, перепечаток из чужих блогов и личной политической ненависти. Кстати, примеров последнего сейчас навалом по обе стороны горизонта.
Возьмите любой самый ужасный исторический период - и даже там найдется горстка людей, которая успешно проживёт весь период и будет недоумевать
- А чего это я должен был волноваться? Рыба в реке ловилась, жена любила, грибы в лесу отличные были.
Все это опять же растёт из-за трудностей очувствления статистических событий. Пока статистика не врежет по тебе, ты будешь думать, что поводов беспокоиться нет.
Данный пост, кстати, написан по мотивам отзывов вебмастеров, живущих сейчас в Таиланде. Там, в Таиланде, уже годик как идёт протест (мирный, по словам вебмастеров), который унес жизни десятков людей. Недавно произошёл военный переворот, но живущие в Тае по-прежнему пишут - а чо беспокоиться, по улицам патрули не ходят, людей не стреляют, фэмили март работает, в барах наливают пиво по 50 бат.
Так-то оно так, но всегда надо помнить строки, которые оказались пророческими:
- Тиха украинская ночь,
но сало нужно перепрятать
В советские времена я ещё слышал эту поговорку. Сало, золото, билеты, загранпаспорт, тысяча долларов, родные, близкие, другие ценности - всё это по возможности должно быть упаковано в тревожный чемоданчик, который по мере увеличения статистических событий надо выбрасывать в лес, на родину, к дальним родственникам, рыбе и сочным грибам.
Потому что когда начнут жечь фэмили марты на твоей улице, собирать такой чемоданчик будет поздно. И придется как Бунину - бежать с голой жопой и питаться тем, чем удасться заработать по дороге. А зарабатывать, пописывая заметки в редакциях в Юго-Восточной Азии для белого человека - довольно трудновато :)
PS: Почему в тегах упомянут Канеман? Потому что это был один из его любимых коньков - что человеки плохо осознают статистику и вероятность.