Но автор говорит дельные вещи. Пэт Дорси пишет, что хороший инвестор ищет компании, которые окружены "защитным рвом". Этот ров может быть таким:
- Патенты или другой уникальный нематериальный актив;
- Мощная сетевая структура;
- Преимущество по ресурсу;
- Жесткая привязка пользователей.
То есть если у компании есть что-то, что нельзя быстро скопировать - эта компания защищена от конкурентов. Некоторые компании защищены практически абсолютно - как карьеры гравия или цементный завод. У этих предприятий стоимость продукции очень сильно зависит от транспортировки. Пэт Дорси пишет, для примера, что у гравийного карьера стоимость продукции растёт на 10% на каждые 7 километров транспортировки. Это означает, что если стройка расположена в 70 километрах - стоимость гравия вырастает вдвое. Таким образом, гравийные карьеры не могут конкурировать друг с другом - как и производители любой другой сверхдешевой продукции, цена которой сильно растёт при транспортировке.
Это объясняет, пишет Дорси, почему цементные заводы постепенно врастают в обычные городские кварталы, несмотря на то, что власти всеми способами пытаются выжить их из города - у них просто очень хорошая прибыль. Никто не может конкурировать с цементным заводом, рядом с которым что-то строится.
Но поговорим о стартапах. Точнее, о компьютерно-программном обеспечении. А чтобы вам совсем было понятно, поговорим о ЖЖ. Наш Живой Журнал окружен "защитным рвом". Пожалуй, даже двумя сразу, по классификации Пэта Дорси. Именно так и надо строить прибыльный стартап или иной компьютерный бизнес.
В США есть компания Intuit, которая держит 75% рынка программ для бухгалтерского учёта. Сковырнуть её с трона не смогла даже Microsoft. Уже 8 лет Intuit показывает стабильную рентабельность капитала 30%.
Рентабельность капитала показывает, насколько эффективно компания использует вложенные инвесторами деньги и возвращает их с прибылью. (с) книга
Защита Intuit от конкурентов - это жесткая привязка пользователей. Ошибка при переходе на другую программу бухгалтерского учёта может стоить так дорого, что убивает на корню почти все преимущества, которые могут создать конкуренты. Огромное количество финансовых архивов хранится в форматах Intuit, и это преимущество с годами становится всё сильнее.
Второй защитный ров программного бизнеса - это большое количество связей для пользователей, "сетевая структура" по Дорси. Я не знаю, как у Intuit, но отечественный аналог - 1C:Бухгалтерия и проч. - имеет огромное количество специалистов и официальную возможность поставлять отчёты в государственные органы.
Не знаю, какая прибыль у 1С, я просто привел отечественный пример бухгалтерского софта. Бухгалтерский софт в любой стране - если он вырос и сумел захватить долю рынка, его уже не сковырнуть.
А теперь переходим к ЖЖ. В чем проблемы у нас, как у пользователей, чтобы поменять блог-платформу?
- скопировать все записи не так-то легко (трудность перехода)
- невозможно перенести всех читателей и френдов на другой свой блог (сетевая структура)
Вот и весь секреты вивисекции - ЖЖ может делать что угодно с юзерами, они будут плакать, но большей частью оставаться. А те, кто уходят, за редким исключением, больше теряют от перехода, чем от изменения нового интерфейса.
Пэт Дорси рассматривает только конкурентные факторы, и понятно, что прибыльность компании может зависеть от кучи других вещей, и она не определяется только тем, что проект нельзя быстро скопировать.
Просто компьютерщикам следует иметь это ввиду. Продажу и сборку компьютеров легко скопировать, легко создать конкурентов. А программу, набравшую пользовательскую базу - уже нет. Программный бизнес является одним из самых жёстких по привязке пользователей, особенно если формат не копируется, а внутренние связи очень ценны.
Значит, чтобы обеспечить себе преимущество хотя бы по конкуренции, начинающий стартапер должен задуматься о двух пунктах:
- создать трудности переноса документов в другую систему (это подразумевает наличие ценных документов, не так ли?);
- создать ценную сетевую структуру - хотя бы тех же френдов, с которыми приятно поделиться очередной прочитанной книжкой.
Такие дела.