![520px-UA232precrash[1] 520px-UA232precrash[1]](https://ic.pics.livejournal.com/kvisaz/14814596/25599/25599_original.jpg)
19 июля 1989 года летел Боинг из Денвера в Чикаго. И у него отказала гидравлика. Вся. Это означает, что самолёт полностью парализовало - ни закрылков, ни рулей, ничем пошевелить нельзя. Хорошо, хоть отказала в полёте, то есть парализованные крылья и хвост не мешали прямому полёту.
Самолёт был обречён. Пилоты пытались вспомнить, что они знают о таких случаях, и вспомнили, что знают лишь единственную историю, когда у Боинга отказала гидравлика. Это произошло с рейсом 123 авиакомпании «Японские авиалинии» из Токио в Осаку в августе 1985 года. Самолет более получаса постепенно терял высоту, пока наконец не врезался в склон горы. Более пятисот человек погибли.
Фитч: Знаешь что, выберемся из этой заварушки и выпьем с тобой пива.
Хейнс: Вообще-то я не пью, но уж тогда-то точно выпью.
Но на борту в этот раз нашёлся человек - пилот Хейнс, который решил попробовать управлять тем, что осталось - то есть скоростью и тягой в двигателях. В теории это звучит просто - увеличиваем тягу слева, самолёт поворачивает вправо. Увеличиваем тягу справо - идем влево. Сбрасываем тягу везде - снижаемся, наращиваем тягу - поднимаемся.
На практике же оказалось, что самолёт посадили буквально чудом - за счёт дьявольской интуиции и ангельского самообладания экипажа, который не потерял голов и рассудка. Пассажиры, кстати, тоже вели себя достойно, не стремились ускорить встречу с неизбежным за счёт паники и хаоса, как это иногда принято в чрезвычайных ситуациях.
«Сохранение хладнокровия было одной из самых сложных задач, которые нам пришлось выполнять, — говорит Хейнс. — Мы знали, что нам нужно сосредоточиться и ясно мыслить, но это было нелегко».
После этого случая это упражнение - управление Боингом без гидравлики, только за счёт тяги в двигателях - ввели в обязательную подготовку пилотов. И статистика показала, что это упражнение настолько трудное, что пилоты в среднем имели 57 неудачных посадок в лепёшку до первой удачной посадки.
Слава реалистичным лётным тренажёрам, которые сегодня позволяют пилотам отрабатывать такие трюки снова и снова. Слава самим пилотам и вообще организаторам всех подобных процессов в авиации. По сути, только за счёт пристального внимания к этой области, свирепого контроля и постоянных тренировок самолёты остаются самым безопасным видом транспорта.
Я же говорил, что в ней куча историй.
Вот такая замечательная книга.
Инструкция и отработка - вот что спасёт человечество даже на падающем Боинге.