kvisaz (kvisaz) wrote,
kvisaz
kvisaz

Categories:

Области тьмы

N постов назад я написал, что эффект таблетки в Limitless не улучшил, а то и, скорее, затормозил работу лобных долей. То есть чувство самоконтроля у героя было на нуле.

Вчера я прочитал дневник человека со сквозным ранением затылочной области мозга. У него остался самоконтроль и самооценка, но интеллект и память были разрушены до такой степени, что нам даже трудно представить.

Потерянный и возвращённый мир

Потерянный и возвращённый мир

Эффекты, описанные в книге, укрепили меня в следующих мыслях:
1. Наркотики, опьянение и проч. - это хорошие симуляторы ощущений при деградации мозга (зачастую с последующим переходом от симуляции к реальной фазе).
2. Таблетка в фильме/романе Limitless усиливала работу как раз затылочной области мозга, эффекты которой описываются в книге выше. Это уже, конечно, не наука, а моделирование наиболее правдоподобной теории фантастического допущения. В рамках этой теории становится понятно, почему самоконтроль героя упал ниже уровня, который был у него ДО ПРИЕМА таблетки. Ведь лобные доли остались прежними по мощности и уже не могли зачастую эффективно обуздывать мощные сигналы к поведению, прущие с тех же затылочных нейронов.

update: тут требуется небольшое объяснение, как мне кажется. Схема "прущих сигналов" в Limitless такая:
- нейроны вторичной зрительной коры после прокачки таблеткой ухватывают суть ситуации и предлагают гарантированные и невиданные ранее схемы моментального соблазнения (показано), обогащения (показано), написания книги за 5 дней (показано за 5 минут).
- эти схемы находят такой отклик в остальных областях мозга, что устоять перед их реализацией невозможно. Потому что то, что раньше казалось недосягаемым и дефицитным, становится досягаемым - просто лапку протяни! А это, как мы уже знаем из книги Келли Макгонигал, гарантирует лошадиные дозы дофамина.

Отсюда и эффекты, напоминающие приход от клубных наркотиков. А фигли, лошадиные дозы - они такие!

В затылочной области находится "вторичная" зрительная кора, по комментарию лечащего врача и заодно соавтора книги. Её нейроны отвечают за сборку деталей в систему, за ухватывание сути и смысла вещей в целом. И вот когда у человека пуля разрушила этот участок, весь мир рассыпался и превратился в вихрь мелькающих деталей и мелких частей.


Начало цитаты =========================================================

Человек, у которого осколок снаряда или пуля попали в передние отделы затылочной области — а они-то и являются частями «вторичной» зрительной коры — продолжает видеть предметы с такой же четкостью, с какой он видел их раньше. Но его маленькие «звездчатые» клетки, синтезирующие отдельные, дробные зрительные признаки в целые системы, перестают работать, и его зрение претерпевает удивительную метаморфозу: он по-прежнему хорошо видит отдельные части, но не может синтезировать их в целые образы предметов и принужден догадываться о значении отдельных воспринимаемых им предметов так же, как ученый, разбирающий древнюю ассирийскую клинопись, догадывается о значении отдельных значков. На картине, которая показывается такому больному, изображаются очки. Что это такое?.. Кружок... еще кружок... перекладина... и какая-то палка... и еще . палка... Наверное, велосипед?!.. Нет, такой больной не может воспринимать предметы, хотя продолжает видеть отдельные признаки. У него появилось сложное расстройство, которое врачи обозначили латино-греческим словом «оптическая агнозия» (распад зрительного познания).

Но путь мозговой организации познания мира еще не закончен.

Ведь мы не просто воспринимаем отдельные предметы; мы воспринимаем целые ситуации; мы воспринимаем предметы в их сложных связях, соотношениях; мы размещаем их в пространстве: тетрадь лежит на столе справа, чернильница стоит слева; чтобы пройти по коридору в свою комнату, надо свернуть сначала налево, потом направо. Вещи размещены в целой системе пространственных координат, и мы сразу же схватываем их пространственное расположение.

Насколько восприятие целых ситуаций и пространственного размещения вещей сложнее, чем простое зрительное восприятие фигуры или даже предмета!

В нем участвует не только глаз, в нем принимает участие и наш двигательный опыт: тетрадь можно взять правой рукой, к чернильнице надо потянуться левой; в нем принимает участие и особый орган, скрытый в глубине нашего уха — «вестибулярный» аппарат, обеспечивающий чувство равновесия, так необходимое для оценки трехмерного пространства; оно осуществляется при ближайшем участии движений глаз, которые промеряют расстояние от одного предмета до другого и прослеживают их соотношения переводом взора... Только организованная совместная работа этих разных систем может обеспечить перекодирование отдельных по­следовательных впечатлений в целую, одновременно (или как предпочитают говорить ученые — «симультанно») организованную систему.

Естественно, что такое «симультанное», пространственное восприятие требует участия новых, еще более сложных отделов мозговой коры.

Такие отделы существуют. Они расположены на границе затылочной, теменной и височной области и составляют аппарат той «третичной» познавательной (теперь мы уже можем сказать — гностической) коры, в которых объединяется работа зрительных (затылочных), осязательно-двигательных (теменных) и слухо-вестибулярных (височных) отделов мозга. Эти отделы — самые сложные образования второго блока человеческого мозга. В истории эволюции они возникли позднее всего и мощно разрослись только у человека. Они еще совсем не готовы к действию у только что родившегося ребенка и созревают только к четырем-семи годам. Они очень ранимы и небольшие нарушения легко выводят их из строя. Они полностью состоят из сложнейших «ассоциативных» клеток, и многие ученые называют их «зонами перекрытия» зрительных, осязательно-двигательных и слухо-вестибулярных отделов мозга (рис. 2).

Именно эти «третичные» отделы коры и разрушил осколок у нашего героя.

Что меняется, когда части этого отдела коры разрушаются осколком или пулей, кровоизлиянием или опухолью?

Зрение человека может оставаться относительно сохранным; только если осколок прошел через волокна «зрительного сияния», разрушив часть из них, в зрении появляются пустоты, слепые пятна, выпадает целая часть (иногда половина) зрительного поля. Человек продолжает воспринимать отдельные предметы (ведь «вторичные» отделы зрительной коры остались сохранными). Он может и воспринимать предметы на ощупь, слышать звуки, воспринимать речь...

И все же, что-то очень важное оказывается у него глубоко нарушенным: он не может сразу объединить впечатления в единое целое, он начинает жить в раздробленном мире.

Он ощущает свое тело: рука, еще рука, нога, еще нога... Но которая рука — правая?.. а где левая? Нет, он не может сразу разобрать это. Для этого нужно разместить руки в системе пространственных координат, отличить правую сторону от левой. Он начинает застилать кровать, но как положить одеяло — вдоль или поперек? И как одеть халат: какой рукав правый, а какой левый? И как понять, какое время показывают стрелки на часах? Ведь «3» и «9» размещены в совершенно одинаковых точках, только одна — слева, а другая справа. А как определить «правое» и «левое»? Нет, каждый шаг в этом мире начинает становиться таким сложным.

конец цитаты =========================================================



Книга очень тяжёлая. Для наиболее мощного эффекта "самодиагностики по книге", описанной ещё Джеромом К. Джеромом, попробуйте читать уставшим или невыспавшимся. Приход практически гарантирован.

PS: лобные доли без затылочных - нейроны на ветер
Tags: Книги, рациональный ум
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments