kvisaz (kvisaz) wrote,
kvisaz
kvisaz

Category:

Как я делал флеш-игры, ч.3 - Stencyl

Если у вас есть знакомый ребёнок, которого вы бы хотели подсадить на программирование - покажите ему Stencyl. Это лучший и самый практичный вариант "программирования для начинающих" со времён языка LOGO. Серьёзно.

На Stencyl можно написать игру круче, чем "Растения и Зомби". Серьёзно.

1. Программирование в Stencyl сделано в визуальном стиле - ты вытаскиваешь нужную конструкцию языка, которая сделана в виде графического блока, и вбиваешь в неё нужные числа.

Программирование на Stencyl:

 Программирование на Stencyl

На самом деле эти графические блоки - просто обёртки для классических for, if, while и прочих операторов-функций, которые можно видеть в "настоящих" языках программирования.

Такой подход - вытащил нужной мышкой, а не вбил вручную - просто снижает вероятность ошибок за счёт опечаток. У профессиональных программистов для этого есть функция AutoComplete в текстовых редакторах. А у начинающих - Stencyl :)

2. Я сказал - Logo. Да, это так. "Визуальное" программирование в Stencyl, и это официальное признание разработчиков, было сделано по образу и подобия языка программирования Scratch.

А Scratch придумали в MIT, как идейное развитие LOGO - "детского языка программирования" для начинающих.

Программирование на Scratch:
Программирование на Scratch


Stencyl отличается от Скретча и Лого тем, что в нём можно делать игры на вполне взрослом уровне. Да что там - некоторые игры, сделанные на нём, превосходят конкурентов, написанных на взрослых языках программирования с профессиональным подходом.

3. Игра Impossible Pixel - сделана на Stencyl для iOS. Да, Stencyl позволяет писать не только флеш-игры, но и для iPhone, iPad. Но сейчас ключевая деталь не в этом.

В феврале 2013 года игра, написанная на Stencyl, вошла в топ закачек по США и захватила второе место. Внимание, смотрите, каких конкурентов она обошла!

Игра Impossible Pixel

Много ли вы знаете игр, написанных на Logo, которые бы могли похвастаться подобным результатом? Это был вопрос к тем, кто уже знал про Logo до начала чтения этой статьи, остальные могут пропустить этот вопрос. Он риторический.

Конечно, "Растения против Зомби" - это уже далеко не новый хит, но это крепкий ветеран, уверенно держащий планку. И то, что он до сих пор занимает третье место - хороший показатель качества.

Но Impossible Pixel, сделанная на Stencyl, заняла 2е место. Вот почему этот пакет можно считать идеальным инструментом.

Легкое начало и высокий взлёт. Если бы в мире было побольше таких инструментов, мы бы уже высаживали черешни в садах на Марсе.


Кстати, как бывалый обзорщик, я ставлю диагноз по скриншотам и уверенно предрекаю, что Impossible Pixel - это клон хардкорной аркады Meat Boy. Надо будет проверить догадку.

скриншот Impossible Pixel (можете сравнить с флеш-версией Митбоя выше)
скриншот Impossible Pixel


4. ActionScript. У Stencyl есть недостатки, есть места, где он тормозит, а есть вещи, которые невозможно реализовать в его "визуальном" стиле. Что ж, в этом случае можно переключиться в текстовый режим и написать игру целиком на ActionScript.

ActionScript - "внутренний" язык программирования Flash - является основой для реализации флеш-игр в Stencyl. Ну, собственно, как и для всех остальных. Короткие куски кода ActionScript можно вставлять прямо как процедуры в визуальном режиме, и это позволяет оптимизировать узкие места в плане производительности или расширять функционал. Полагаю, что топовые игры на Stencyl так и делаются. Конкретно этот хит, обогнавший "Растения и Зомби", судя по комментариям, имел неслабые тормоза и хорошую историю патчей, но после последнего патча игра стала ок.

Собственно, я и не говорю, что Stencyl идеальный инструмент для топовых игр. Он идеальный инструмент из существующих для обучения программированию и разработке простых игрушек.

Начать с визуального стиля и закончить оптимизацией на уровне ActionScript - хорошая программа роста, если уж на то пошло.

Пишем на ActionScript прямо в Stencyl:
Пишем на ActionScript прямо в Stencyl:


5. Встроенный редактор уровней и встроенная пиксельная графика. В комплекте Stencyl идет набор пиксельных тайлов из которых очень просто создавать уровни ("сцены") для игр. Их просто рисуешь.

Встроенный редактор уровней  Stencyl

Импорт собственной графики - есть. Поддержка нескольких бэкграундов, плывущих с разной скоростью - есть. Качество бесплатной пиксельной графики, поставляемой в комплекте или от разработчиков - отличное. Для начала её вполне хватит.


6. Встроенный "магазин" игр, графики, музыки, программных функций. Я написал "магазин", потому что это понятно, но на самом деле там всё пока бесплатно. Все пользователи Stencyl (а их, по официальным данным, более 120 тысяч) могут заливать в этот магазин свои творения, чтобы делиться ими с другими.

Встроенный центр игр, графики, музыки, программных функций Stencyl

Скажу честно - хорошей графики и музыки там практически нет, или она завалена тоннами мусора. Но посмотреть программные варианты для реализации того или иного эффекта - можно.

Лучше всего в этом магазине смотреть наборы от самой команды Stencyl - там есть очень хорошие варианты и подсказки. К примеру, в готовом наборе для создания платформеров можно найти отличные эффекты для реализации плавания в воде и даже брызг, которые разлетаются в стороны при падении персонажа в жидкость.

Сначала этот мега-"магазин" вызывал у меня наибольший восторг, но потом я понял, что реально ценного там мало. Зато там можно комментировать чужие работы и читать комментарии к своим.

Кстати, выкладывать туда свои проекты необязательно.

7. Stencyl бесплатен. В бесплатной версии можно создавать флеш-игры.

Если же дать денег (от 80 до 200 долларов), то получишь Pro-версию, в которой
- можно создавать игры под iOS
- можно создавать стандалон-игры под PC
- можно вставлять свой загрузчик с логотипом
- можно подключать рекламу флеш-рекламных сетей для монетизации

Сейчас разработчики работают над третьей версией и обещают там создание игр под Андроид и на HTML5. Они также обещают полностью перепахать смысл и принципы программирования.

Не знаю... Я работал в Stencyl 2, всё, что написано выше - именно о второй версии. На мой взгляд, функционала там более чем достаточно.

По сравнению с другими аналогичными редакторами для создания 2D-игр (типа Gamemaker), Stencyl отличается мощной суммой характеристик
- мультиплатформенность игр
- встроенный бесплатный "магазин" для обмена всякими деталями игр и играми в целом
- наличие хитов и хорошо продаваемых игр
- встроенный визуальный язык - наследник LOGO
- возможность писать на натуральном ActionScript для оптимизации и добавления новых функций
- бесплатная версия с почти полным функционалом для Flash-игр (не хватает только именно коммерческих элементов - поддержки рекламы и собственного загрузчика с лого, которые доступны в платной вресии).

В общем, если у вас есть знакомый ребёнок - скачайте ему Stencyl. Скачайте, пока этот пакет развивается и пока Flash-игры, да и игры для планшетов переживают свой золотой век.
Tags: Игры, как я
Subscribe

  • Число, которое невозможно представить

    Прошлой ночью приснился типичный для меня кошмар - число, которое не укладывается в голове. Его невозможно представить, оно занимает все ресурсы, и…

  • need proof

    По телевизору в зарубежной научно-познавательной передаче сказали, что недавние расчёты показали, что все наши радиоволны, которые раньше считались…

  • (no subject)

    ну вот, если быть точнее, то шишки во френологии - это языковые паттерны в НЛП. Френологи утверждали, что по шишкам на черепе можно установить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Число, которое невозможно представить

    Прошлой ночью приснился типичный для меня кошмар - число, которое не укладывается в голове. Его невозможно представить, оно занимает все ресурсы, и…

  • need proof

    По телевизору в зарубежной научно-познавательной передаче сказали, что недавние расчёты показали, что все наши радиоволны, которые раньше считались…

  • (no subject)

    ну вот, если быть точнее, то шишки во френологии - это языковые паттерны в НЛП. Френологи утверждали, что по шишкам на черепе можно установить…