Я читал дзен-истории. Внезапно кошка запрыгнула на подоконник и начала жрать бегонию. И я тут же испытал просветление.
Слушайте, мы сейчас не можем оценить дзен. Для нас это поэзия мозга, красивые истории, метафоры и нью-эйдж. Мы не жили в те времена в Японии.
А Япония в те времена была адом на земле. Собственно, наверно, как и многие другие традиционные общества. Жизнь маслом не казалась, все катились по узким туннелям, как тележки с рисом.
Я думаю, в те времена, когда японцы всех сословий слушали истории про дзен-подвижников, они плакали. Молча и без слёз, всё ж таки японцы. Но чувства их были в тысячи раз сильнее, чем чувства нынешнего скучающего по духовности человека.
Давайте нажмем на педаль машины времени и попробуем перенестись в ту эпоху. Виртуально, конечно. Потому что при фактическом перемещении нам бы сразу отрубили голову.
Признаюсь честно, я читал эти дзен-истории, чтобы найти секретные японские психотехники по контролю внимания и трудолюбию. И знаете, я нашел только намёки на них. Но еще больше намёков я нашел на освобождение от всяких техник, условностей, дисциплины, трудолюбия, послушания.
Я долго (примерно один день) не мог понять, почему так. Но внезапно я услышал стук копыт и испытал просветление.
Это был стук копыт самурайского коня, которого бил хозяин в истории "Сознание и оседланная лошадь". В этом коротком рассказе между строк я разглядел вспыхнувшую искорку скорби - вековой скорби японского народа.
Давайте говорить честно, по нашим понятиям они жили в аду. Среди них не было свободных людей. Они были связаны тоннами ритуалов и обязательных общественных алгоритмов. И от выполнение этих алгоритмов зависела сама жизнь.
Если ты крестьянин и неучтиво хотя бы покосился на самурая - тебя могли с полным правом зарубить на месте. Если ты самурай и случайно наступил на хозяйскую хризантему - ты обязан был вспороть себе живот. Если ты дочь вассала самого сёгуна и у папы заканчивались деньги - тебя продавали в публичный дом.
То общество было очень жёстким, если не сказать - закомплексованным. Если ты родился кем-то, ты обязан был следовать по предназначенным тебе рельсам. Сын водоноса становился водоносом. Сын самурая наследовал самурайский дом. Человеку, который не желал ехать по рельсам, в старой Японии не было места.
И это общество действительно могло бы считаться кипящим адом. Но дзен-буддизм и духовные практики стали для него клапаном, сбрасывающим избыток давления. Более того, даже не клапаном, а своего рода регулятором. Устройством обратной связи.
Когда будете думать о несовершенстве мира и глупых религиях, подумайте о том, сколько добра и свободы принёс один только дзен-буддизм в одну из самых мрачных и жестоких цивилизаций на Земле.
Вот, к примеру, история "Поэт".
"Дзёсо родился в самурайской семье и был наследным вассалом одного даймё. Как старший сын он должен был унаследовать владения и ранг отца, но, будучи преданным своей мачехе, он отказался от семейного наследства в пользу ее сына, своего единокровного брата.
В Японии подобное решение нельзя было принять исключительно по своему желанию. И тогда Дзёсо специально поранил себе правую руку, а потом, сославшись на увечье, ушел с официальной службы, заявив, что не может более держать меч. А не могущий быть воином не имел права возглавлять и самурайский дом.
Вот так поэт Дзёсо освободился от мирской привязанности, чтобы стать дзэнским монахом"
Понимаете? Человек не хотел идти в систему, но не мог ей противостоять. Поэтому единственное, что он мог сделать - это выйти из неё, и стать монахом. Записывайте: дзен-буддизм в Японии стал шансом для креативной оппозиции. Шансом реализовать себя, не толкая тележку по проложенным рельсам.
Для нас "освободиться от мирской привязанности" - это какая-то херня. Для японцев тех лет - вполне конкретный путь, вполне конкретное освобождение.
Но дзен-буддизм, как я уже сказал, был не только клапаном, через который уходили на свободу перегретые обществом поэты и мыслители.
В истории про "Сознание и оседланная лошадь" нищий монах ругал самурая. На третий раз самурай слез с лошади и, тяжело ступая, направился к обидчику.
Какие ваши варианты, с какой целью самурай пошёл к нищему? Напомню исходные данные: средние века, нищий, японский этикет, самурай, катана, право разрубить до пояса.
Тут не надо быть гением, чтобы догадаться - нищего по японским понятиям ждала смерть. Но! "Приблизившись к дзэнскому наставнику, он увидел, что перед ним не обычный человек. "Вы кричали на меня, - молвил воин. - Вы что-то хотите мне сказать?"
Понимаете? А был бы обычный человек, и спрашивать бы не стал. Вжик - и уноси готовенького.
А вот история "Любитель природы". Один господин страсть как любил хризантемы. А его самурай случайно сломал один цветок. Узнав об этом, господин приказал бросить самурая в темницу. Доведенный до отчаяния, самурай решил воткнуть меч себе в брюхо.
Ну он и воткнул бы, на радость Гринпису и всем остальным любителям хризантем. Но об этом узнал местный дзэн-духовник Сэнгай. И этот Сэнгай забрался в сад хризантем ночью с серпом и вырезал все цветы до одного. ГРИНПИС ОФИЦИАЛЬНО ЗАЯВЛЯЕТ ПРОТЕСТ!!!
Господин просыпается - а в саду какой-то человек. И хризантемы отцвели - теперь уже все и навсегда. Ой, я прямо не представляю, что у него в голове было. У обоих причем. Тут не то что зарубанием на месте или сэппуку - тут тысячью медленных пыток дело пахло.
Но - "господин увидел, что человек необычный". И начал говорить. А Сэнгай начал вправлять ему мозги. По-японски, деликатно, с поэзией. Не так, как я тут.
В общем, тот господин больше никогда не выращивал хризантем. Про самурая история умалчивает, но думаю, он из тюрьмы вышел и дальше продолжил тянуть нелегкую лямку. Блин, да я лучше бы бурлаком на Волге работал, топтал красивый речной плес, резал плечо бечевой и развязывал пупок, чем самураем в таком доме.
Ещё одна история "Отношения между людьми". Там один господин своим слугам запретил зонтики носить. Это вообще традиционный устав был, по японскому домострою, а господин его рьяно любил. Но слуги, даром что японцы, а ведь тоже живые люди. И они как-то втихомолку таскали зонтики - все же не каждому понравится мокнуть под дождем. Тем более господин был торговцем и катана для скоростного шинкования непокорных ему не полагалась по уставу.
Но одна молодая дурочка с зонтиком, в смысле неграмотная, пришла к дзэн-наставнику Хакуину и попросила нарисовать красивое изречение. А Хакуин её жестко затроллил - написал на зонте "Я вся такая послушная и следую всем приказам хозяина".
Люди начали смеяться, девушка, естественно, обиделась, прибежала обратно к Хакуину. А тот ей мораль прочитал, что обманывать хозяина нехорошо, даже если тот тиран. Чай заодно попили с печеньками.
Потом Хакуин сходил к самому тирану и ему мозги вправил, так что тот разрешил зонтиком пользоваться и вообще слабину дал.
Дзэн-буддисты в той Японии были реальной альтернативой свирепым ритуалам и домашним уставам. Куда простому человеку податься? В дзен. Куда креативному человеку податься? В дзен. Куда самураю на грани сэппуку податься? В дзен. Конечно, самураи не часто подавались, всё-таки устав предписывал суровость. Но тут дзэн-наставникам приходилось работать на опережение, вытаптывать хризантемы и отчитывать безмозглых гринписовцев.
Я тут вижу крохотную аналогию с русскими юродивыми, которым тоже многое было дозволено и говорить разрешали, не снимая шапок. Но юродивые жили как отбросы, а у дзэнщиков в Японии было полноценное альтернативное общество. Там и вино было, и деньги, и еда хорошая, и культура, и авторитет. Если бы я стал "попаданцем" туда, я постарался бы поскорее уйти в дзен.
Мощная эта была практика. Многих спасла, многим жизнь облегчила. Народишко японский не так часто на мечи кидался. И свобода - она всегда была рядом.
Но нам сегодняшим дзена уже не понять. Для нас это "нью-эйдж" и такая духовность, что блевать тянет.
.
Как уловить аромат
срезанной хризантемы
если серп Сэнгая
уже превратился в труху?