Ни один Гондурас не беспокоит меня так, как биография почтенного Августина Аврелия, святого, блаженного, покровителя типографов и пивоваров.
В 410 году варвары разграбили Рим. Это событие так взволновало Августина, что он "написал для исправления этого вреда" 22 книги под общим название "Град божий против язычников".
Там было всё - и согрешили ли изнасилованные варварами женщины (да, если испытали удовольствие), и не является ли падение христианского уже Рима доказательством слабости христианства (нет, ибо военачальник Аларих, "в отличие от других проявил к людям сострадание").
Всё это, конечно, внушает и требует самого серьёзного изучения. Но...
В 430 году вандалы осаждают Гиппон - родной город епископа Августина. Тот умирает во время осады в возрасте 76 лет. Возможно, от старости. Но...
Меня не оставляет мысль - какой бы была участь Гиппона, если бы Августин написал 22 книги не о духовных проблемах разрушенного уже Рима? А, допустим, "Постройка катапульт из подручных материалов в условиях Северной Африки". Или "Тактика ведения уличных боёв и партизанского сопротивления". Или "101 секрет луковой стрельбы и чесноковой химзащиты для женщин".
Вот какой Гондурас беспокоит меня всякий раз, когда вместо полезной работы я читаю книги типа "Варвары против Рима".
Так сказал Человек-Хэмингуэй