Интересно, что на английском дирижабль именуется как "воздушный корабль" (airship).
Поэтому в русской Википедии (которая, вероятно, во много основана на переводных материалах) легенды о таинственных дирижаблях лежат в статье под названием
Сейчас они классифицируются, как один из видов НЛО. В конце XIX - начале XX века их наблюдали в небе над Америкой и Европой. Они отличались от аналогов, которые строили в те годы, мощными источниками света и нереальной скоростью - до 300-400 км/час.
Рассказывают также, что как минимум с двух таких таинственных дирижаблей сбрасывали письма, адресованные Томасу Эдисону.
Цитатата из Вики:
>>>>
В апреле 1897 г., по сообщениям, на ферме возле Астории (Иллинойс) в земле была обнаружена 3-футовая стрела с лентой, пакетом и конвертом с запиской некоего «К. Л. Гарриса», адресованной Т. А. Эдисону:
«С воздушного корабля. Нашедшему пакет! Пожалуйста, перешлите по почте вложенное внутрь письмо. Пролетел над этим местом в 2 часа пополудни 16 апреля 1897 года на высоте около 2300 футов в северо-восточном направлении. Извините за грязь, только что занимался смазкой двигателя. Гаррис».
В газете «Нью-Йорк геральд» за 20 апреля 1897 г. сообщается, что «письмо, сброшенное с воздушного корабля и адресованное Томасу А. Эдисону..., так и не дошло до знаменитого изобретателя... Вчера днём я показал мистеру Эдисону письмо, опубликованное в „Геральд“.
„Это последнее, не правда ли? — спросил он, откидываясь на спинку кресла, и вторично бросил взгляд на письмо. — уверяю вас, что это чистое надувательство. У меня работало довольно много народу, но мне ничего неизвестно о К. Л. Гаррисе“
Потом мистер Эдисон задумался и сказал, что не сомневается в том, что воздушные корабли будут успешно построены в самом ближайшем будущем. Говоря о западном „воздушном корабле“, он добавил: „Абсолютно абсурдно предполагать, что можно построить воздушный корабль и сохранить это в тайне...“»
>>>> конец цитаты
Кстати, о скорости. Вот любопытная иллюстрация - тактика воздушного боя аэроплана с цеппелином - напечатанная на коробке для сигарет (архив NYPL.org):
Из этой иллюстрации следует, что скорость как самолёта, так и цеппелина составляла 40 миль в час или чуть более 60 км/час. А 300-400 км/час, приписываемые "таинственным воздушным кораблям", являются недостижимым пределом даже для современных моделей дирижаблей.
В отличие от нынешних летающих тарелочек, таинственные дирижабли появлялись в эпоху, когда человечество не только интересовалось, но и интенсивно развивало этот вид воздушного транспорта.
Первый воздушный корабль с паровым двигателем - дирижабль Жиффара - совершил полёт 24 сентября 1852 года.
Хотя первый технически разумный проект появился аж в 1784 году. Жан Батист Мари Шарль Мёнье, которого сейчас считают изобретателем дирижаблей, предлагал создать воздушный корабль, который бы приводился в движение за счёт трёх пропеллеров, вращаемых - внимание! - аж 80-ю людьми.
Тогда же, в 1784 году, Жан-Пьер Бланшард перелетел через Ла-Манш ( из Англии во Францию) на воздушном шаре, оснащённом рулём и крыльями, наподобие птичьих. Крылья двигались за счёт мускульной тяги Жана-Пьера и его помощника. Полёт занял 2,5 часа. Этот факт, кстати, отсутствует в русской Википедии.
Благодаря успешным полётам, в те же годы (конец восемнадцатого века) в Европе вспыхнула настоящая мания, суть которой заключалась в том, что в форме воздушных шаров создавались и декорировались различные объекты - от цветочных горшков до дамских шляпок. Одежда оснащались экстремально раздутыми рукавами и огромными круглыми юбками, или, как минимум, изображениями воздушных шаров. История сохранила даже названия модных причёсок, которые заказывали себе дамы в ту эпоху: a la montgolfier, au demi-ballon, a la Blanchard. Последняя прическа, как нетрудно догадаться, была названа в честь Жана-Пьера и его дирижабля на мускульной тяге.
Картинки времён "шаромании":
Сто лет спустя, в 1880-х годах, когда начали появляться сообщения о "таинственных дирижаблях", технологическая база для постройки мощных цеппелинов уже существовала - люди научились добывать алюминий в промышленных количествах и даже начали ставить электрические двигатели на дирижабли.
Так что, в отличие от "летающих тарелок", которые безуспешно летают вот уже пятьдесят лет, эпидемия сообщений о "таинственных дирижаблях", возможно, свидетельствует об испытаниях новых экспериментальных образцов техники, многие из которых не нашли дорогу в жизнь по разным причинам.
Как, как примеру, советский шаттл "Буран" или советский же экраноплан "Лунь" - СССР их успешно построило и испытало, а эта техника, отличная во многих отношениях, оказалась не нужна.
И кто знает, может где-то в Америке или Европе до сих пор лежат ржавеющие остовы тех загадочных воздушных кораблей, которые сто лет назад могли идти со скоростью 400 км/час и с которых бросали письма Томасу Эдисону.
.
.
.
PS: кстати, у советского экраноплана "Лунь" есть ещё одна особенность, которая роднит его с "таинственными воздушными кораблями". Он двигался по морю, как обычный корабль, но развивал самолётную скорость в 500 км/час.
Так сказал Человек-Хэмингуэй