На "Компьюленте"
Хорошая - потому что это действительно так.
Плохая - потому что от подобных публикаций может сложиться впечатление, что изменяет мозг только китайская медитация.
На самом деле изменить и улучшить свой мозг можно тысячей, если не миллионом разных методов. И для этого уже есть серьёзные обоснования
Это похоже на рекламную уловку, о которой писал ещё Клод Хопкинс - "Напишите о том, что точно также делают все ваши конкуренты (но не пишут об этом) и народ к вам потянется".
На самом деле можно утверждать, что изучение любой новой дисциплины, любого нового навыка приводит к структурному изменению мозга. "Структурное" - означает тот факт, что области мозга, никогда раньше не проявлявшие активность в этой деятельность, вдруг начинают работать.
Учёный Майкл Мерцених, который изучает подобные явления с 80х годов, считает, что это - один из ключей к кардинальному улучшению работы мозга. Здоровые люди могут становиться умнее, а больные шизофренией и Альцгеймером - восстанавливать утраченные способности.
"Восстанавливать" - возможно, не точный термин, так как, я уже писал выше, мозг в результате обучения скорее переключает активность на новые участки, чем восстанавливает утраченные.
Один из самых известных примеров -
В книге "Пластичность мозга" Нормана Дойджа приводятся примеры девушки Мишель, которой повезло меньше, чем Пастеру - она родилась с кистой в мозгу.
Слово "повезло меньше" значит лишь тот факт, что тренированному и уже развитому мозгу гораздо проще восстановить свою деятельность и активировать для работы другие участки мозга.
Мишель не прибавляла в весе, почти не издавала никаких звуков, не следила глазами за движущимися объектами. Врачи обнаружили, что её оптические нервы повреждены, и сказали родителям, что у Мишель никогда не будет нормального зрения. Но это было не всё.
Родители заметили, что малышка не переворачивается и что её правая кисть сжата. Проведённые тесты показали, что правая сторона девочки частично парализована. Её симптомы были похожи симптомы людей, перенёсших инсульт в левом полушарии. Инсульт был и у Пастера.
Тем не менее, при помощи родителей и врачей Мишель смогла научиться говорить, почти нормально видеть и общаться с людьми. Подробности можно прочитать в книге, где Мишель посвящена целая глава.
Важный момент - мозг может измениться, мозг можно научить работать лучше даже в случае частичного разрушения.
Второй важный момент - по всей видимости, при серьёзных повреждениях мозг, в силу того, что разные его участки всё же имеют специализацию, не может полностью восстановить все функции. Так у девушки Мишель, в силу того, что опухоль находится в левом полушарии, наблюдаются серьёзные проблемы с абстрактным мышлением, хотя задачки по арифметике в школе давались ей легко.
Короче говоря, пластичность мозга - не панацея. Но это хорошая новость, хороший знак.
Он означает, что люди могут становиться умнее, могут восстанавливать или менять свой мозг.
Как быстро изменить свой мозг?
Один из способов уже дан в начале этой заметки - 11 часов изучения китайской медитации. Это частный случай.
Более общий метод, который можно адаптировать к любой задаче, выглядит тупым и анекдотичным, но он, кажется, работает.
Этот метод можно назвать просто - "Тысяча упражнений". Или "Тысяча шагов". Тут на ум приходит песня о тысяче журавликов и японской девочке, хотя аналогия не совсем верна - тысяча бумажных журавликов вряд ли поможет в борьбе с лейкемией. Но как название для концепции "Тысяча журавликов" - звучит прекрасно.
Цитата:
Майкл Мерцених впервые понял, насколько податлив мозг, проведя серию опытов в середине 1980-х. Он решил обучить обезьянок саймири вытаскивать кусочки еды из пластикового сосуда. После тысячи попыток (при этом размер сосуда уменьшали от раза к разу) обезьянки освоили эту процедуру в совершенстве. Мерцених тогда зафиксировал нервную активность в коре их головного мозга, в височной доле больших полушарий, ответственной за обработку информации (у людей этот участок мозга отвечает за язык). Он сравнил данные с замерами, сделанными до начала эксперимента. «Куда бы я ни взглянул в мозге, везде механизмы изменились», — говорит он.
Слепи тысячу японских журавликов, если не лепил до этого, и твой мозг станет лучше.
Еще одна:
Чтение, работа и насыщенная жизнь — вполне достаточный набор, чтобы постоянно поддерживать здоровье мозга. Но для повышения его производительности необходимо невероятное количество упражнений: учить новый язык, регулярно брать уроки музыки, собирать сложные мозаики — и все для того, чтобы мозг вырабатывал достаточно вещества, укрепляющего синапсы.
Другими словами - сделай тысячу упражнений в новой области, и мозг изменится. Чуда не будет, реки из молока не потекут, ты не станешь Перельманом. Но мозг - станет лучше. Мозг - станет устойчивее к ударам судьбы (как мозг Луи Пастера). Мозг - станет умнее.
Тысяча рисунков, тысяча медитативных поклонов, тысяча приёмов новой гимнастики. Да, физическая активность также приводит к увеличению активности и объёма мозга.
Это выглядит жутко, но в некоторых техниках тысяча упражнений занимают не так уж и много времени. Скажем, в гимнастике тысяча упражнений действительно укладывается в 11, если не меньше, часов.
Конечно, чем сложнее упражнения, тем интереснее будет результат (и попутный эффект от приобретённого навыка).
Остаётся только вопрос, как заставить себя выполнять тысячи упражнений.
И вот тут всё упирается в тему предыдущего поста - как победить чуму-лень?
Потому что, если бы человечество нашло верный фармакологический или физический способ борьбы с ленью, это означало бы и тот факт, что многим людям удалось бы кардинально улучшить свой интеллект.
А это, возможно, привело бы к революции во всех остальных областях.
Включая продление жизни, полёты на Марс и новые способы запекания ожерелий из ФИМО.
Так сказал Человек-Хэмингуэй