kvisaz (kvisaz) wrote,
kvisaz
kvisaz

Categories:

Сад расходящихся тропок Фёдора Крестового

Был на томском автовокзале, не удержался и купил в киоске газету "За решёткой". Это издание посвящено жизни в российских зонах, лагерях, тюрьмах, но особый интерес вызывает у меня сейчас не это. Дело в том, что если сложить все номера "За решёткой" вместе, то получится интересный документально-автобиографический роман с хронологией в стиле фильмов Тарантино.

Всё потому, что туда пишет Федор Крёстовый.

Это уникальная личность - бандит, который сознательно отказался от криминальной карьеры и стал писателем. Пишет он о том, что знает лучше всего. В газету "За решёткой" он пишет статьи о лагерях, подкрепляя их историями из своей жизни.

Покупаю я эту газету не часто. Последний раз был летом в 2009 году. Но процент статей Фёдора в газете остаётся неизменно высоким. Он один, наверно, формирует 75% материала этого издания. Пишет он под разными псевдонимами, но даже когда не подписывается Фёдором - его легко угадать по характерному стилю и историям.

Стиль его весьма хорош, хотя некоторым он может показаться грубым. Но это хороший, живой язык и хватит об этом.

Истории же переплетаются в чудной хронологии. В 2009 году я читал очерк о тюремной медицине и узнал, как Фёдор Крестовый пытался лечить травму - весьма тяжёлую и для мирного населения, вероятно, невыносимую - полученную на лесоповале. В этом же, 2010 году, я прочитал, как именно он получил травму и что было до того, как он оказался на Севере, и где смотрел сквозь решётку до этого.

От постоянной скупки номеров и чтения этого "Сада расходящихся тропок" меня удерживает лишь тот факт, что читать каждую неделю про тюрьмы мирному человеку очень тяжело. Иначе бы я действительно вырезал заметки Федора и складывал в одну папку. А потом бы переплёл и читал как Борхеса с темной стороны нашего диска.

Впрочем, есть и ещё один мотив. Купив газету, я первым делом смотрю - писал ли Фёдор? Если писал (как правило - да и много), то всё хорошо. Значит, человек ещё держится.

Когда я впервые прочитал его сообщение о том, что он сознательно отказывается от бандитизма и уходит в писатели, то воспринял это очень скептически. Но Фёдор пишет - значит, ему это удалось. Хотя он вполне может писать и из очередного срока (раньше он так и писал, в общем-то), мне кажется, что сейчас он пишет именно как свободный писатель.

И переплетающиеся тропки, которые пересекаются со старыми сюжетами, свидетельствуют об этом.







копипаста из 2009

https://www.timeout.ru/spb/feature/5858

Фильм «Каникулы строгого режима» снят по книге Федора Крестового, который сам провел в местах лишения свободы больше девяти лет. Автор активно участвовал в съемочном процессе. Интервью: Константин Иванов
В «Комедии строгого режима» герои Безрукова и Дюжева сбегают из колонии и устраиваются работать вожатыми в пионерский лагерь. Автор этой истории, Федор Крестовый на съемочной площадке объяснял актерам, какой взгляд должен быть у зэка, а реквизиторам — какого цвета должна быть баланда.

Расскажите в общих чертах о сюжете вашей книги и фильма.
Один герой — уголовник в авторитете, другой — осужденный милиционер. Оба они против своего желания вынуждены бежать с зоны. Поскольку в небольшом городе им совершенно негде спрятаться, они устраиваются работать в пионерский лагерь. Они прячутся среди детишек. Дети их постепенно перевоспитывают.

А в чем это выражается?

Герои оттаивают, приобретают нормальные человеческие черты, которых у них раньше не было. Потому что у одного до этого была работа собачья, а у другого — пятнадцать лет тюрем за плечами. У нас в голове штамп, что уголовники — это татуированное быдло, которое у ларьков на корточках сидит. Среди судимых много нормальных людей.

Как родилась идея такого сюжета?

Это реальная история, которая, конечно, не совсем так в жизни выглядела, но действительно однажды два сбежавших уголовника прятались какое-то время в пионерском лагере. До сих пор туда очень легко устроиться на работу, а при советской власти часто даже документов не спрашивали. В итоге беглецов, конечно, поймали, как и у нас в фильме.

У вас был какой-то кинематографический образец для подражания?

Для меня это «Джентльмены удачи», у нас в фильме есть даже музыкальная тема оттуда. А наш оператор-постановщик, Антуан Вивас-Денисов говорил, что наше кино похоже на «Белое солнце пустыни», вроде и жизнь течет, жести хватает, но в то же время душевно и смешно.

Как вам Безруков в роли авторитетного уголовника?

Мы с ним много работали над ролью перед съемками. Сергей очень убедительно выглядел в своей роли. Он сейчас сильно возмужал: раздался в плечах, стал более весомо выглядеть, и он хороший актер, который владеет искусством перевоплощения. Дюжев, кстати, тоже очень хорошо вошел в образ милиционера. Остальные актеры тоже очень сильные и известные.

Сложно было с таким количеством детей работать?

Нет, наоборот, они все время нам помогали, советы какие-то давали, что-то придумывали. В фильме, например, есть сцена, в которой ребята должны были изображать, будто они убегают от ос. После первого дубля мальчишки пошептались, подошли к режиссеру и говорят: «Почему мы только руками отмахиваемся, давайте еще и майки снимем».

А как дети общались с Дюжевым и Безруковым?

Когда Дюжев первый раз пришел на съемочную площадку, его один мальчик окликнул словами: «Эй ты, длинный, иди сюда», — Дюжев, который действительно ростом почти два метра, ему удивленно ответил: «Ты совсем с ума сошел? Зачем хамишь?» Мальчик не унимается: «Иди-иди сюда», — тогда Дюжев подходит и берет его за ухо, после чего этот пацан говорит: «Все, спасибо, можете отпускать, я теперь месяц это ухо мыть не буду». Или: в первый день съемок, естественно, все дети хотели увидеть Безрукова, и все ждали, что сейчас выйдет крутой дядька в черном пальто с золотыми часами. Но Сергея сразу отвели на грим. Через какое-то время он оттуда выходит в тельняшке, в пионерском галстуке, в кедах на босу ногу, поцарапанный весь — и говорит: «Здравствуйте, дети». Дети на него совершенно не обратили внимания, только один вежливый мальчик ответил: «Здравствуйте, товарищ пионер», — и стоят дальше ждут, когда Безруков появится. Я им тихонько говорю, мол, вот же он. У них такое искренне разочарование было: «Этот чмошник!?» Потом дети и актеры подружились. Ребята висели на них. Самые маленькие и за нос таскали.

Как вы начали писать?

Мы как-то раз сидели, разговаривали с женой Андрея Кивинова, Викой Пименовой, и что-то я ей рассказывал такое интересное из криминальной жизни, она говорит: «Можно запишу?» Записала, я посмотрел потом, мне что-то не понравилось, Вика и говорит: «Пиши сам тогда». И я решил попробовать.

Теперь этим зарабатываете на жизнь?

Да, теперь это мой основной заработок.
Tags: Книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • True Detective 4

    В Тру Детектив не будет ни чудовищ, ни Лавкрафта, только очередной повтор истории, как неудачники с несложившейся жизнью и психикой пытаются как-то…

  • Нейропрода

    В ЖЖ был когда-то такой жанр - "прода" - точнее забавные цитаты из "проды", как из сочинений школьников. Я сейчас смотрел, как локальная нейронка…

  • Тестовая площадка текстовых нейронок

    Сайт для сравнения локальных и не только моделей бок о бок - https://chat.lmsys.org/ Выбираете режим Side by side, выбираете из выпадающего списка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments