1. я всегда тяготел к инженерии, а "идеальный прибор - тот которого нет" (с) ТРИЗ в пересказе по телефону
2. я долго пописывал тексты, то в журналы, то на конкурсы, и видел, что хлесткий, короткий абзац лучше двенадцати страниц воды. Статистически, не абсолютно.
3. я страдаю рассеянным вниманием и чем меньше предметов в поле зрения, тем лучше для концентрации.
Но в блогах и рассуждениях минималистов тяга к уменьшению сущностей все чаще выглядела как догма. Возможно, потому, что многие авторы страдают п.3 и у них идеальная рабочая среда - это замкнутая белая сфера с двумя стальными шариками (на которых они все равно не смогут сосредоточиться).
Представим себе, что "минимализм" внезапно становится мощным общественным увлечением и его адепты начинают захватывать власть. Благодаря минимизации они могут добиться успеха во многих областях. Инженеры-минималисты создают конструкции по заветам Альтшуллера. Бизнесмены-минималисты захватывают рынок с начальным капиталом в половину рулона туалетной бумаги. Блоггеры, журналисты и писатели покоряют умы хлесткими, умными, концентрированными абзацами и афоризмами.
Одновременно в "минимализме" развивается догматическое течение, которое пытается минимизировать все до логического конца. Зачем нам заводы, зачем нам тайга, зачем нам вообще что-то делать? Эти догмы будут на полном серьезе обсуждаться и практическими инженерами, так как
- они эксплуатируют принципы учения, которое реально уже доказало практическую пользу
- успешные догматики - это мастера афоризмов и священных писаний.
Если не придет реформатор(-ы), который четко поставит границу, выгонит догматиков и пошлет солдатов в скиты раскольников - идеология минимализма обречена на самоуничтожение и последующее общественное презрение.
Хотя на первых порах при удачных обстоятельствах она может быть очень и очень успешна, и миллионы людей могут поверить в нее, потому что увидят четкие практические результаты
- компактные заводы
- краткие юридические договора
- прозрачное делопроизводство и законы (да, минимализм уменьшает коррупцию, хотя и не стремится к этому)
- понятность многих процессов
- улучшенные по читаемости тексты
Нечто похожее, мне кажется, происходит в любой идеологии, которая иногда расцветает. Когда возникают условия и принципы идеологии улучшают жизнь - происходит расцвет, растет вера масс. Затем идет существование по инерции веры. Общество успешно функционирует на первых подвижниках, первых технологических и организационных успехах. Затем либо реформа, либо вырождение до такого уровня, что на сторонников идеологии вешают все грехи.
Минимализм - стоящая штука. Я когда-то верил, что существует "боевой минимализм" - то есть кодекс практических универсальных приемов, которые используют силу этой идеологии (упрощения всего, напомню), но не доводят до уничтожения самих проектов и всех желаний. Но его никто не сформулировал.
Проблемы "боевого минимализма", как я понимаю, в том, что это будет неизбежно выглядеть как просто набор приемов, а не красивая идеология, которая обещает решить все проблемы и построить рай на земле. У практических приемов всегда есть барьеры.
Так, о чем это я? О том, что многие идеологии несут в себе здравые принципы. И когда эти принципы падают на подготовленную почву, на подходящие условия - происходит общественный взрыв.
Я отдал дань модной во все века болезни - мыслям об общественном устройстве. Теперь пора подумать о личном боевом минимализме.