Не так страшна работа, как её начало. Я давно уже заметил, что боюсь начинать и, тем более, продолжать начатое. Это касается не только письма, но и вообще какой-либо работы. К счастью, мне удалось найти несколько отмычек для своего мозга. Подойдут ли они к вашему – не знаю. Но я хотел бы их кратко сформулировать для себя, в преддверии нового года и новой работы.
Несколько лучших слов
Этот прием я подсмотрел у настоящего Хэмингуэя. В книге "Праздник, который всегда с тобой" он написал, как боролся с творческим затыком во времена своей парижской молодости. Нет, не с помощью виски.
"..стоял у окна, глядел на крыши Парижа и думал: "Не волнуйся. Ты писал прежде, напишешь и теперь. Тебе надо написать только одну настоящую фразу. Самую настоящую, какую ты знаешь". И в конце концов я писал настоящую фразу, а за ней уже шло все остальное. "
Подтверждаю – как только придумаешь хотя бы одно настоящее, правильное или смачное предложение, мозг тут же начинает предлагать продолжение.
Война абзацев
Очень похож на предыдущую отмычку. Но в этом случае сосредоточиться надо не на том, чтобы написать настоящее, лучшее предложение слов. А на том, чтобы написать законченный абзац. Пусть он не будет гениальным, пусть он не будет лучшим. Только один абзац. Но цельный законченный.
Механизм отмычки примерно такой же – написав один абзац, мозг с удивлением понимает, что хочет сказать еще кое-что на эту тему. И вместо одного абзаца получается несколько больше. Хотя бы в мыслях.
Этот метод идеален, если вы предпочитаете краткие абзацы. Я же их просто обожаю. И у меня есть мнение, что читателю краткие абзацы тоже милее. Впрочем, Джеймс Джойс наверняка считал иначе.
Ключевые сцены
Суть в том, чтобы грубо, несколькими словами, набросать ключевые моменты всех сцен в рассказе.
1. Иван потерял ключ от домофона, но находит новый.
2. Иван открывает новым ключом дверь, входит в подъезд и видит красную лампочку вместо обычной белой.
3. На Ивана нападают чудовища.
и т.д.
После того, как все сцены записаны (тут важно не мельчить, и записывать только действительно самое главное), останется только нарастить мясо текста.
Я обнаружил, что наращивать мясо на ключевых сценах – занятие куда как более легкое, чем пытаться сразу писать законченный текст. Теперь я только и делаю, что сначала набрасываю все ключевые сцены, а затем обрабатываю их, пока не получится готовый текст.
Метод особенно хорош, когда есть план. Или когда в голове уже сложился полный "фильм", рассказывающий историю. И главная задача – теперь перенести этот фильм на бумагу.
Кстати, на сайте Avtoram.com описан очень похожий метод, названный "
Ну и да - во время обрастания мясом сцены могут изменять как содержание, так и смысл. Я не педант.
Вкрути люстру!
Универсальный метод, который отлично подходит для любого занятия. Я подглядел его в старой юмореске (автора не помню). Суть в том, что жена пилила мужа "Вкрути люстру, да вкрути люстру!". И муж чего только не делал, чтобы отмазаться. И ковры выбивал, и полы перестилал, и шкаф собирал.
Этот метод особенно хорош, если на повестке дня стоит несколько важных дел. Допустим, написать несколько текстов. Сначала я "вешаю люстру" – разворачиваю материалы и открываю черновики по одном тексту. Смотрю на них и проникаюсь важностью.
А затем тут же открывают черновик к другому тексту и начинаю работать над ним. И душа – просто поёт, просто пляшет!
У этого метода есть один серьезный минус – сколько ни откладывай, а люстру тоже придется вкручивать.
....
Это подборка была написан методом "люстры". Продолжение, вероятно, следует…
Так сказал Человек-Хэмингуэй