Я вспомнил про это, читая главу про этилированный бензин в книге "Энергия. История человечества". Там, в начале XX века, была серьезная проблема с детонацией топлива. Решить её удалось с помощью добавки свинца (точнее, его соединения - тетраэтилсвинца). Эта добавка оказалась наилучшей и инженерно/экономически самой доступной, и её выбрали. И все уже тогда понимали, что это очень ядовитое вещество, что создает проблемы.
Журналисты и активисты уже тогда боролись против этой добавки. Да и те, кто его производил, его не любили. Были серьезные причины.
--- начало цитаты
"В сентябре 1923 г. отравился и умер один работник завода DuPont в Дипуотере, летом и осенью 1924-го – еще трое. В июне 1924 г. две смерти произошли в лаборатории Кеттеринга и Миджли в Дейтоне. В сентябре 1924 г. от отравления свинцом умерли пять работников завода Standard Oil в Бэйуэе, а еще сорок четыре человека попали в больницы – это была катастрофа. Зимой 1925 г. умерли еще пять сотрудников компании DuPont.
«Газета New York World начала кампанию против этого опасного яда, – вспоминала Элис Хэмилтон в автобиографии. – Возникли и широко распространились панические опасения, что применение этой бензиновой смеси может представлять опасность для общества; несколько штатов поспешно запретили продажу “этилированного бензина”, а зарубежные страны грозили запретить его импорт"
---- конец цитаты
В той же главе написано, что топливо проверяли - сами выхлопы вряд ли представляли опасность для единичного пользователя автомобиля (тут я пытаюсь выразить мысль, что речь шла не об исследовании статистических многолетних влияний массовых выхлопов на людей и природу)
А главной причиной избавления от свинца в бензине, по книге, стала вовсе не его токсичность.
"К 1963 г. более 98 % бензина в Соединенных Штатах было этилировано. Десятилетие спустя, когда наконец вышло распоряжение об удалении свинца из запасов бензина в США, от него избавлялись не потому, что сам свинец признали опасным загрязняющим веществом, а потому, что он забивал новые каталитические конвертеры, ставшие обязательными в рамках борьбы со смогом – другой проблемой загрязнения воздуха. "