Математики с трудом отбили дополнительные семестры. А вот черчение нет - и первый семестр мы дико страдали от черчения, а вежливые милые преподаватели были очень строги. Мы их не любили, они заставляли нас страдать. Очень высокий стандарт качества. Как только черчение закончилось - я был так счастлив, так счастлив, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А мой одноклассник поступил в Красноярский политехнический и там на расслабоне отучился год. Весь год у него было черчение (напомню, семестр - это половина года). Изначально он рисовал лучше, чем я, и это ему очень пригодилось потом в армии, где он отслужил полковым художником и два года спал до обеда и шагом ходил только в столовую. Прямо скажем, руки у него были поставлены от природы, сложен он был лучше. А меня природа строгала из узлов, пальцы - короткие, дуги - надбровные, если постричь налысо - можно сбрасывать на врага, чтобы он разбегался, крича от ужаса. Может быть поэтому я и страдал от черчения, у меня постоянно какая-то мазня выходила.
И вот моего одноклассника выгнали из Красноярского политеха и он забежал в Томский. Я уже был на втором курсе и рассказывал, как было сурово и плохо, и как мы ненавидели черчение. Не помню по какому поводу, но он сказал
- А ну-ка покажи!
или
- А помоги-ка мне с курсовым.
Хотя скорее это была просто общая бессоная ночь, где мы на втором курсе рисовали диплом, который надо сдать к утру. Уже не по черчению, но чертёж там был нужен. И вот, поминая всех чертят и все чернила, чуть ли не воя от ненависти, я накорябал свой мастерпис и одноклассник, уже и в Томском политехе уверенно идущий к карьере армейского художника, чуть не расплескал водку, которой он ужинал или завтракал:
- Нихуя себе тебя надрочили! - воскликнул он. - У нас в Красноярске такое считается шедевром.
Я смотрю на свой чертеж и вижу, наученный горьким опытом, все слабые места, за которые моя учительница черчения выкинула бы этот ватман из окна - размазаны некоторые тушевые линии, вспомогательные карандашные линии слишком небрежно затерты, вот тут я ошибся с проекцией, но в карандаше, и там вообще для опытного взгляда - как поле под Бородиным к утру.
Я ненавидел черчение, но пальцы помнили, и они сделали. Я не любил этот предмет по ряду причин - он сам по себе относится к тем дисциплинам, где очень важна мелкая физкультура и много тренировок. Я так рад, что постепенно черчение от руки вообще вымерло и уже на последнем курсе можно было сдавать чертежи с принтера. Объективно, ручное черчение - это мусорная дисциплина, ничего не дающая уму. Умение строить проекции и собирать в голове трехмерную модель - да, очень полезная штука. Умение читать чертежи и кодировать реальный предмет в чертежах - да, тоже. И это дисциплина на века. Но делать все это от руки... Это как архитектору самому ползать по стройке и учиться замазывать швы. Все вещи, включая дома и еду, должны в конечном итоге распечатываться на принтере той или иной категории, ручная готовка должна уйти в хобби для души и, возможно, на аукционы современного искусства.
Но еще, безусловно, я не любил черчение - никто на потоке не любил! - потому что у нас была очень суровая программа, очень много упражнений. Мы каждую неделю что-то чертили, и нас постоянно критиковали, и это порождало боль и отпечатывалось в душе рубцами.
Возможно, если бы учителя чуть-чуть изменили набор слов или процедуру приема... Возможно, если бы вместо культуры отвергания была построена культура соревнования - кто лучше и чище нарисует чертёж, тому два стакана сметаны! (это адекватная валюта для студента осенью 1991) - я бы полюбил черчение от руки, как интересную, хотя и вымирающую дисциплину.
Но я не полюбил. Я возненавидел. А пальцы помнят.
Каждое обучение оставляет за собой не один след, а комплекс отпечатков. Сейчас я выделю только три, возможно их больше, психоаналитик вам в помощь
- желание учиться дальше
- понимание
- автоматизм
Первый пункт самый опасный. При неправильной процедуре вы может просто убить человека, как специалиста - так что его будет тошнить даже годы спустя от одних воспоминаний о предмете, а точнее - об обстоятельствах, в которых он познакомился.
Тут недавно исследование было - людям давали разные задания, разрешали гуглить, смотрели, как это влияет на процесс обучения. Немного погодя, если найду, скину точную цитату. Соль в том, что если разрешить человеку гуглить - он внезапно больше запоминает не сам ответ, и не сам вопрос. Он лучше, статистически, запоминает, где искать ответ, запоминает обстоятельства получения ответа - вплоть до анекдотических случаев, что испытуемый помнит забавные факты, что были рядом на той странице в Википедии, и как выглядит баннер вверху страницы, но не помнит сам объект.
Мозг, получается, оптимизирован запоминать не отдельные факты, а сплетения всех обстоятельств в ситуации получения фактов. Поэтому, да, очень важно не наградить ученика неприятным экспиренсом. Он, ученик, потом еще скажет
- Мне ваше говно так и не пригодилось.
Естественно, оно не пригодилось. Ты же избегал его всю жизнь, как источник неприятных воспоминаний.
В 2016 году я стал джуниором, по русски - совсем младшим программистом. Мне было 42 года. Отличный возраст для джуна, да. Вокруг 20-летние синьоры смотрят на тебя, как на гремлина в красных штанах с самокатом. Особенно никто не прессовал, просто много переживаний, много неприятных замечаний на коде-ревю, много соплей. Никакой палочной дисциплины, что вы. Просто ментально трудно.
Мой уровень в Android в июне 2016
- На собеседовании все правильно сказал, а в коде на GitHub какое-то говно.

Настолько трудно, что я возненавидел мобильное программирование. Компания еще занималась оутсорсом, то есть брала разные странные проекты, лишь бы деньги заработать, не было времени полюбить очередной проект, как приходил другой, со странным заказчиком и ТЗ, сплошное говно и палки вместо API, сервера не работают, денежный заказчик в чате орёт дурным голосом, проект-менеджеры с изменившимся лицом бегут к пруду, атмосфера - мама не горюй.

И я так возненавидел программирование под Android и iOS из-за этих обстоятельств, что когда Гугл немножко насыпал обратно посетителей на мой умирающий сайт с флеш-играми и доход временно вернулся в докризисные времена - я тут же выкинул белый флаг с заявлением и уволился. Хорошо, ума хватило заниматься программирование на дому, писал игры, но от Android аж трясло, такой травматический опыт.
Весной 2017 года, листая вакансии и прочие объявления, наткнулся на призыв в школу Яндекса. Мол, молодые люди, присылайте нам тестовое задание и мы вас будем учить, пока не выучим. Я такой посмотрел по сторонам, подумал и смеха ради послал тестовое задание.
Через неделю со мной связывается эйчар (кадровый работник по русски) Яндекса и говорит
- Не, ну в школу для студентов и школьников мы вас конечно не возьмем. Но уровень вашего кода такой, что мы хотим отсобеседовать вас на предмет работы в Яндексе.
Я в изумлении подношу пальцы к лицу
- Что, чертята, помните как писать под Android? Я же последний год только под экзотические игровые фреймворки вас тренировал!
И они такие
- Да, хозяин, помним!
Я прохожу собеседование с эйчарами (обычными девочками, по-русски). Затем прохожу собеседование с молодыми яндексоидами, им дико нравится, как я отвечаю, хотя наверно, постоянно за кадром угорают от моего возраста. Подтверждают - код выглядит очень твердым, видно только, что еще чуть-чуть полирнуть осталось, и вы синьор.
Но затем меня бросают на последний рубеж обороны Яндекса - онлайн-программирование, где мне дают задачу быстро развернуть обратно двунаправленный список и мои пальцы, мои чертята, отказываются его делать, а мозг в стрессовой ситуации даже не видит, что там делов-то, всего две переменных поменять значениями в цикле.
Мой уровень в Android в мае 2017
- На собеседовании все правильно сказал, код на четверку с плюсом по Яндексу, онлайн-кодирование в блокноте - неуд.
В общем, опять травматический опыт в мобильном программировании и я окончательно решаю порвать с этой областью и проклинаю. Не жил весело там, нечего и начинать. Одни неприятные воспоминания.
С 2018 по 2020 я программирую мини-игры на JavaScript, живу там, теряю последние проблески осознанных воспоминаний об Android. Летом 2020 меняю работу на другую такую же, очень близкую по духу - edutech, сервис для онлайн-обучения. Моя вакансия - помогать с детским кабинетом, то есть опять мини-игры на JavaScript.
Компания небольшая, стартап по духу. Проект-менеджер глядит в резюме
- Так, а у тебя что, опыт в мобильной разработке есть? У нас как раз фронт горит, не поможешь?
Я, скрипнув зубами, думаю про себя
- Давно надо было вырвать тот кусок из резюме, обоссать и сжечь.
Вслух:
- Да, конечно. Только сразу давайте договоримся, что это временно.
Меня бросают на горящий фронт работ, вокруг дымятся подбитые танки, но все очень ласковы и присылают рабочий MacBook. Удаленному программисту, еще без подписанного контракта! Я вспоминаю корейскую пословицу - "Первые носки в сорок лет" - и протягиваю трясущиеся пальцы к клавиатуре
- Это же 2020 год! Тут не Java и не Kotlin, тут Dart, мать его вашу, Flutter. Хорошую вещь не назовут с приставкой Dart!
И пальцы такие пищат:
- Расслабься, хозяин! Движения почти такие же.
Концепции всплывают из подсознания, модули собираются воедино, внутренний пакетный менеджер в моей голове скачивает последние зависимости и обновляет старый билд навыков. Да, если не думать об этом высшим сознанием, все работает! Главное, не задумываться о том, как класть бороду, когда спишь - поверх одеяла или под него. Каким-то образом внутри все прекрасно переключается с программирования на Dart на TypeScript и обратно, иногда в течение дня. Хотя когда я думаю об этом, меня бросает в испарину.
Мой негативный опыт по черчению не изжит, но негатив по мобильному программированию превратился в позитив. Настроение не как перчатки, но его можно менять.
Если учеба даёт вам автоматизм (включая понимание, которое уходит в автоматизмы) - цените это, постарайтесь это увидеть. Каким бы ни был негативный опыт, негативные переживания во время учебы - все это можно перетереть хорошими позитивными впечатлениями. Иногда за одну неделю. А вот автоматизм и глубокое понимание за одну неделю не возникнут. Им нужно время, им нужны, хотя бы в небольшой дозе, те самые пресловутые "10 000 часов тренировок". Пусть хотя бы сто или тысячу.
Пальцы помнят! Настроение меняется. Неприятные переживания можно изжить, хотя без гарантии. Это все, что я хочу сказать про образование сегодня.
Experience is coming.