kvisaz (kvisaz) wrote,
kvisaz
kvisaz

Categories:

Наверно, даже зубрёжка имеет смысл

Я не знаю, как оценить эффективность образования и как сделать образование лучше. Но у меня давно сложилось ощущение, что очень важно, чтобы молодой мозг был разносторонне нагружен, чтобы он тренировался в самых разных областях.

Во-первых, не попробуешь малину - не узнаешь её вкус. В смысле, как понять, к чему лежит у тебя душа или, что еще лучше, способности от рождения? Во-вторых, сам факт нагрузки очень важен, потому что я сам многократно чувствовал в жизни, как привычка к умственным упражнениям помогала вынести адаптацию к новым условиям, новым профессиям.

В 2016 году я устроился Java-программистом (джуниором), а через месяц меня попросили писать на C# (Xamarin). Это очень близкие языки, но есть нюансы. Тогда я психанул и отказался, Java o muerte! Коллеги угорали, называли меня Java-only, но мне кажется и завидовали слегка - не каждый может устроить бунт, не боясь увольнения. А я просто психанул.

Прошли годы. Как-то я собеседовался на web-программирование на JavaScript, прошел хорошо. А меня посадили на мобильное программирование, на Dart. Я спокойно это перенёс и даже приветствовал. Потому что годы практики натренировали мозг, я теперь вижу за вуалью различий общую суть всех языков программирования. По работе я пишу на Dart. Он очень похож на C#, так что можно сказать, ситуация меня догнала ) В качестве хобби пописываю небольшие скрипты на Python, это совсем другой синтаксис, совсем другие привычки.

Хотя лучше всего тренироваться именно в том, где нужен результат, тренировки в других дисциплинах все равно работают и для твоей - одни очень хорошо, другие очень косвенно, но все они как минимум повышают выносливость и учат метакультуре нагрузок (умение напрягаться).

Это все была предыстория, а вот сама история, которую я прочитал в книжке старого, но ещё живого нейробиолога по имени Элхонон Голдберг (он помнит ещё советского Лурия и учился у него!).

--------> Начало цитаты

... когда я только начал писать эту книгу, меня попросили посмотреть несколько пациентов из развивающихся стран Азии и Африки. Моими пациентами были простые пожилые люди с нулевым официальным образованием, типичные представители традиционного общества «старых стран». Эти люди, хотя и жили в Соединенных Штатах, очень мало контактировали с большим миром. Безусловно, мои пациенты получали какую-то выгоду от таких диагнозов, как нарушение когнитивных функций, – финансовую помощь или жилье, – и меня попросили провести нейропсихологическое обследование, чтобы оценить их состояние. В таких случаях никогда нельзя сбрасывать со счетов возможность «симулирования» или «раздувания симптомов», и нейропсихологическое обследование призвано, в частности, выяснить, имеет ли место такое предосудительное поведение. Даже существуют специальные тесты, которые помогают определить, симулирует ли пациент или ему просто не хватает «прилежания», необходимого для выполнения когнитивных заданий. Я не большой поклонник этих тестов и обычно называю их «эрзац-нейропсихология», но все равно использую их, когда от меня это требуется.

В этом обследовании все пациенты без исключения, и «симулянты» тоже, безнадежно провалили нейропсихологические тесты. Их результаты далеко выходили за рамки известных или подозреваемых заболеваний, которые привели их ко мне в кабинет, и эти результаты не могли быть оправданы заболеванием. И в то же время у них не наблюдалось ни деменции, ни депрессии, ни тревожного расстройства в такой степени, чтобы это могло повлиять на результаты выполнения заданий; и они не отказывались от тестирования и не противодействовали мне. Это были доброжелательные пожилые люди, которые охотно делали все, о чем я просил их… за исключением того, что они все провалили тесты.

Очевидное заключение, «по книге», которое должен был сделать нейропсихолог в такой ситуации, – что пациенты симулировали или саботировали обследование, не прилагая необходимых для выполнения заданий усилий. Но, как бывалый клиницист с более чем сорокалетним опытом, я убедился, что эти люди не были ни симулянтами, ни саботажниками. В то же время было очевидно, что, несмотря на мои многократные наставления, они не прилагали умственных усилий, необходимых для решения небольших и несложных заданий, которые я им дал.

Я был совершенно уверен, что задания вполне соответствуют их когнитивным способностям, но могут потребовать некоторых умственных усилий. И у меня постепенно складывалось впечатление, что камень преткновения заключался не в пациентах. Дело не в том, что сами они не хотели напрягать мозги; они просто не знали, как это делать, – у них не было привычки к умственным усилиям. Само предложение о необходимости умственных усилий казалось им таким же чуждым, как мне показалось бы предложение пройтись по комнате колесом.

Когда я поделился своим наблюдением с Бенвенуто Небресом, ведущим ученым и педагогом на Филиппинах, он описал мне подобный феномен, который отметил в некоторых частях своей страны, «где не существовало традиции школьного образования и родители просто не понимали, зачем их детям каждый день ходить в школу».

<-------- Конец цитаты


Дело не в том, что сами они не хотели напрягать мозги; они просто не знали, как это делать, – у них не было привычки к умственным усилиям.



Краткий вывод из цитаты - школа помогает напрягать мозги и приучать их к культуре умственных усилий.

Если такой привычки нет, мозг просто не понимает, что делать, как не понимает ребенок, не приученный к горшку, что некоторыми мышцами действительно можно управлять.

Как обычно, на правах "я так считаю", а не ультимативной последней истины. Кроме того, остаётся вопрос - какая именно нагрузка для мозга будет эффективной в этом смысле. Наверно, даже зубрёжка имеет смысл, но вряд ли самый важный.
Tags: Как научиться работать, программирование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О богатых профессиях в США, точнее о студентах

    "Юриспруденция — худший карьерный выбор, который только можно сделать. Свежеиспечённым юристам до такой степени нечем заняться, что остаётся лишь…

  • Wild, Wild East

    Смотрел этнографические фото около Туруханска столетней, без шуток, давности и почитывал о нем в других местах. С изумлением прочитал такой абзац…

  • Нет достижений, но есть прогресс

    - У человека может быть прогресс, но отсутствовать достижения? - Может, просто он не дошел до точки оценки. Это был не философский вопрос, а беседа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments