kvisaz (kvisaz) wrote,
kvisaz
kvisaz

Category:

2020-е

Кто не пишет на Lua, у того начинается новое десятилетие* Для меня это будет тяжелое десятилетие - кто-то из родителей обязательно помрет, возрасты подкатывают к 80. Если не помрут - будет прекрасное десятилетие, а я прибавлю еще десяточку к своему ожидаемому сроку жизни. Ну, если займусь спортом - мне кажется, сидячий образ жизни меня убивает. По текущей оценке я уверенно увижу 2040-е и могут дотянуть до 2050х. Ну, туда я смотреть не буду, много ветвящихся точек будет по пути.

2010-е я начинал как писатель-любитель фантастики. У меня был ноутбук, который я выиграл рассказом на конкурсе в 2008, были планы. В 2011 я впервые запустил World of Tanks - исключительно ради того, чтобы поучаствовать в сборнике рассказов по этой игре. В сборник не попал, а играю до сих пор.

Основной доход мне приносили сайты, и начало 2010х было прекрасным в этом смысле, когда некоторые сайты внезапно вышли на очень хороший траффик. Я ничего не делал месяцами, а получал, как сейчас не каждый программист в Томске получает. Однако под лежачий камень вода не течет, а поисковики совершенствуются, и в 2014, так совпало с кризисом доллара, стало ясно, что выводить сайты в топ становится все более странной и непредсказуемой технологией - вроде астрологии.

Тогда в 2015 я решил стать программистом. Осенью 2015 по дурости и без подготовки принял участие в велозабеге на 15 километров. Все, как резвые олени, рванули вперед и быстро исчезли за горизонтом на своих профессиональных титановых рамах. Пошел дождь и фуры, заныли ноги. Мышцы плакали, педали крутились. Я думал - конечно, я могу сейчас развернуться и вернуться в город. Но смертельна ли опасность? Не стоит ли потренировать характер? А давай так - я проеду в одиночку до финиша, сколько бы времение это не заняло, и какие бы лужи не пришлось переехать. И если проеду, загадал я, тогда я точно стану программистом. Ну или шансов будет больше, потому что стать программистом тяжелее, чем проехать 15 километров на велосипеде. Ну и доехал.

С осени 2015 учил Java и фреймворк Android, ориентировался на мобильную разработку. С марта пошли собеседования, в июне 2016 устроился джуниором в томском технопарке. Был влюблен три месяца в работу, все казалось офигенным. Но общая мораль в отделе разработки падала, старшие программисты открыто говорили, что ищут другие места и ходят на собеседования. Я не понимал корни конфликта и не видел особых причин, но оставаться в одиночку не был готов. Плюс в августе посмотрел статистику своей первой игры на Google Play и увидел, что она резко пошла вверх. Денег с нее не было, но это воодушевляло. Плюс Яндекс насыпал траффика на старые сайты, и Гугль Адсенс (система баннеров) начал присылать чеки, в два раза превосходящие мою зарплату джуна. Я подумал - ну, это знак, и уволился.

2017 пробовал пилить разные игры для Google Play. Не почувствовал темы, почувствовал, что это как сайты - если нет четкой, очень нужной людям темы - то это лотерея, в которой теряешь время и надежду. Писал на Java и библиотеке LibGDFX, она давала хорошую производительность.

Попутно учился писать игры на HTML5 - ну, у меня же сайты. Я видел, что у некоторых игр и сейчас в браузерах очень хорошая аудитория. Люди заходят и остаются. Но современный HTML5 не смог заменить экосистему флеша, потому что игры сейчас:
- 1. хостятся на чужих серверах. Чужой сервер устает хостить, компания разоряется, и ты, проклиная все, идешь убивать целый раздел на своем сайте.
- 2. перенасыщены рекламой хуже Ютуба. Ставят полуминутные ролики перед игрой, прерывают игру через минуту и ставит непролистываемый баннер.

Нет, HTML5-игры в браузерах не смогли повторить модель экосистемы на Flash и, судя по анальной оккупации рекламой, не смогли даже повторить новую модель у мобильных игр. Если вы думаете, что на мобильных играх плохо с рекламой, то там еще хорошо - хотя бы ждут проигрыша. Во многих современных HTML5-играх вас тупо прервут баннером прямо во время игры.

Но как технология, разработка на JavaScript (то, что я называл сейчас HTML5) - это очень широкая и глубокая река, если не море. Написал пару статей на Хабр, после одной мне позвонили и предложили разрабатывать HTML5-игры для них. Это совсем детские игры, во всех смыслах, но зато обучающие и без рекламы.

С мая 2018 по декабрь 2019 я только и делал, что открывал новые горизонты в экосистеме JavaScript, прикручивал функционал, налаживал сборку, переходил на webpack, на TypeScript, раскуривал сетевые протоколы для синхронизации.

Думаю, что ближайшее десятилетие, в 2020е буду тихонько изучать нейронки - благо уже сейчас есть много почти готовых вещей. Нужно придумать только, куда и как их можно применить. А если не догоню, то хотя бы согреюсь, как это получилось с входом в программирование. Если не сделаю своего мега-Порфирьевича, то хотя бы устроюсь куда-нибудь. Пенсию-то все отодвигают и отодвигают, а до 2040х еще надо как-то дотянуть )

По поводу прогнозов на 2020е - революционных изменений будет очень много, но в полной мере оценить их смогут только специалисты. Мнение всех остальных разобьется о complexity wall. Впрочем, мнение многих специалистов тоже.

На уроках по Java менторы часто повторяли
- хороший программист - это хороший специалист в какой-то области бизнеса.

Ну, это отчасти профдеформация, на Java слишком много пишут для энтерпрайза. Но я хочу сказать вот что

- Возможно, наступает эпоха, когда каждый хороший специалист может стать немножко хорошим программистом. Просто подумайте о том, как в вашей специальности можно применить распознаватели и классификаторы? Это нейронки в своей сути. Вы кидаете им многомерный массив данных, они делят его на области. Полуфабрикатов-нейронок сейчас очень много, вопрос в прикладном применении.

Можно начать думать и о генераторах, у них эпоха только начинается. Зимы AI не будет - коммерческое применение уже найдено. Будет торможение на пути к идеальном "универсальному интеллекту", но системы распознавания, категоризации и вынесения решений будут работать везде. Они будут дешеветь и расползаться в самые мельчайшие вещи - вплоть до лампочек. Эмбеддеры будут ругаться на новые решения, увидев энергоемкость и избыточность новых микрочипов, но ничего не поделаешь.



Ключевая технология, по моему мнению, это управление своим настроением. Особенно - рабочим настроением. И желанием что-либо делать. Если эта технология поддается - все остальные тьфу.

*В языке Lua массивы отсчитываются с единицы, на массе других языков - с нуля. На этих других языках элемент с номером 9 является последним в массиве из 10 элементов.
Tags: нейробуддизм, нейронки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal